Ферзи и короли снова в моде

Текущее лидерство Сергея Карякина в матче за мировую корону выглядит символично. Вновь, как и в советские времена, шахматы становятся модными: они появляются в выпусках новостей по центральным каналам, их поддерживают крупные государственные чиновники. Но главное, они вновь становятся массовыми: в детских шахматах в последние годы наметился настоящий бум. В этом еще раз убедился корреспондент «Санкт-Петербургских ведомостей», посетив два совершенно разных городских клуба.

Ферзи и короли снова в моде | Иллюстрация Sergey-Peterman/shutterstock.com

Иллюстрация Sergey-Peterman/shutterstock.com

Роман со школой

В Шахматный кировский детский центр (ШКиДЦ) я шел с некоторым душевным трепетом. Ведь именно в этом клубе я когда-то сам начинал играть, превратился из безразрядника в сильного кандидата в мастера и чемпиона города по своему возрасту. А главное, научился многим вроде бы далеким от шахмат вещам, которые потом весьма пригодились в жизни. Тогда, в восьмидесятых, молодой центр занимал всего несколько комнат на углу Ленинского проспекта и Народного Ополчения и еще не имел больших традиций, хотя и умудрялся в шахматном смысле опережать многие другие городские районы.

Сейчас ШКиДЦ - один из ведущих городских центров детских шахмат наряду со спортивными школами, такими как ГДТЮ, СДЮСШОР В. О., ДЮСШ № 2 Калининского района. Здесь более 60 учебных групп и около 800 детей, причем с каждым годом их становится все больше и больше, здесь работают 12 тренеров, включая двух международных гроссмейстеров. Масштаб виден и по десяткам турнирных таблиц на стенах, и по множеству кубков в шкафах. Но атмосфера осталась той же, что и тридцать лет назад, - доброжелательной и немножко домашней.

- Ой, Леня, неужели? Что ты здесь делаешь? - сразу узнает меня руководитель центра Галина Нейзберг, хотя мы не виделись почти двадцать лет.

Галина Абрамовна - человек для петербургских детских шахмат легендарный. Именно она создала центр 35 лет назад, поднимала его с нуля и поднимает до сих пор. Сейчас ШКиДЦ — подразделение государственного бюджетного учреждения дополнительного образования — занимает часть здания школы № 481. В начальных классах проводятся шахматные уроки, для этого даже специально оборудовали кабинеты, причем не без спонсорской помощи. Правда, полностью роман со школьным образованием не сложился.

- Поначалу у нас были обычные уроки, они стояли в сетке, в дневном расписании, - рассказывает Галина Абрамовна. - Мы очень серьезно к этому подошли, такой материал наработали! Вся школа играла! Она и сейчас почти вся играет, но уже в факультативном режиме. К сожалению, сейчас стандарты образования делать шахматные уроки обязательными уже не позволяют.

Не результатом единым

ОДОД - отделение дополнительного образования детей, ГБОУ СОШ 481, детище главного «шахматного» энтузиаста школы № 481 Майи Михайловны Сориной, шахматного тренера в третьем поколении. ОДОД как раз и дает возможность попасть в удивительный шахматный мир тем детям, родители которых даже не ведали об этой игре. В сам же ШКиДЦ приезжают заниматься со всего района и даже из других районов. И сильные шахматисты растут, хотя задачи кровь из носу растить чемпионов здесь не ставят и ставить не собираются.

- У нас во всех видах спорта хотят прежде всего получить результат, - объясняет Галина Абрамовна. - В бассейн, например, тренеры требуют ходить по пять дней в неделю минимум. Мне кажется, это чересчур. Для родителей главное - развитие. Тот интерес, когда ребенок начинает понимать красоту человеческой мысли - это дорогого стоит. Дети, которые к нам приходят и выдерживают первый год, почти всегда с нами остаются до конца школы. Конечно, не все при этом плотно работают. Часто ребенок к 5 - 6-му классу выполняет первый разряд и понимает, что этого достаточно. Тогда он переходит на щадящий режим - ходит один-два раза в неделю, играет в быстрые шахматы...

Щадящий режим и правда многим необходим. Нынешняя загруженность детей - пожалуй, главное отличие от того, что было лет тридцать назад, и основная головная боль для тренеров.

- Нам часто приходится работать по остаточному принципу, - констатирует Галина Абрамовна. - У нас начинают заниматься с 5 - 6 лет, а часто и с четырех, и уже в этом возрасте детей одновременно водят и на балет, и на фигурное катание с художественной гимнастикой - куда только не водят. А потом начинается школа - и она очень сильно давит.

При этом на самом деле учителя не всегда понимают, что шахматы, даже отнимая время от обычных занятий, школьным успехам скорее способствуют. Помнится, в моей шахматной группе были одни отличники, да и сейчас троечников среди «шкидцев» редко встретишь. Это ведь не только игра, но и теория: решение задач, анализ, чтение шахматной литературы, да и просто запись партий - и все это с пяти лет! Логика здесь развивается быстрее, чем на уроках школьной математики.

Дети стали другими

Все это, однако, не раскрывает секрет, почему именно в последние годы дети пошли (или родители их повели) в шахматы. Для родителей работает «сарафанное радио». Но может быть, изменились сами дети?

- Конечно, дети изменились, - уверена Галина Абрамовна. - Например, раньше я самым маленьким часто рассказывала шахматные сказки. Теперь им нужны не сказки, им нужна информация! Причем в любом возрасте.

Один из тренеров школы Анатолий Валентинович Абрамов, работающий с группами от первого до шестого года обучения, видит сразу несколько причин роста популярности.

- Бурный рост в последние годы - это факт. Шахматные «точки» возникают в разных школах, и не только в нашем районе. У нас спрос школ на шахматных педагогов мы удовлетворить не можем. Правда, тут надо понимать, что рост не только у нас - детей вообще стало больше. Но еще, я думаю, помогло продвижение шахмат в садики. А сейчас еще и матч на первенство мира - благодаря Карякину, надеюсь, детей будет еще больше.

- В учебной работе этот матч используете?

- Да, как раз сейчас готовлю занятие по первым партиям матча. Конечно, мы не будем подробно анализировать все партии, будем смотреть отдельные, самые интересные для них фрагменты.

Удивительно, но гроссмейстер Алексей Луговой, наоборот, пользы для своих учеников в просмотре матча за шахматную корону не видит.

- Там все на таких нюансах, на таких тонкостях, даже в простых позициях - не просто же так они по 90 ходов играют. Дети все равно ничего толком не поймут, - объясняет мне Алексей. - Что до роста популярности, то главная причина, мне кажется, в том, что государство снова повернулось лицом к шахматам, и дело тут не только в нынешнем матче. Шахматы появились в новостях по телевидению - когда в последний раз такое было! И это чувствуется на разных уровнях.

Любопытно, что, несмотря на свое высокое звание, Луговой работает в центре не только с самыми продвинутыми детьми, готовыми к спорту высших достижений. Ведет он и младшую группу.

- Причем чем младше, тем труднее, - признается он. - Но я считаю важным работать со всеми возрастами потому, что так лучше понимаешь, как развивается ребенок. Иначе таких дров можно наломать! Испортить ребенка можно за год так, что потом никакой другой тренер не поправит...

Шахматы как музыка

Другой пример - школа Марка Тайманова в Петроградском районе: просторное помещение в центре, хороший ремонт, большая вывеска. В зале стоит элегантный белый рояль, который не раз использовался по прямому назначению - играл сам Марк Евгеньевич.

Но если с помещением все хорошо, то детей в группах пока относительно немного. Оно и понятно - школа работает всего третий год, а в этом деле традиции нарабатываются десятилетиями. Школе еще предстоит пройти долгий путь, который прошел ШКиДЦ. При этом в подходе немало общего: в школе Марка Тайманова тоже не молятся на его величество результат, а главным считают всестороннее развитие ребенка. Отсюда и подход к комплектованию.

- У нас нет отбора, как в обычных шахматных центрах, - объясняет руководитель школы Надежда Тайманова (жена Марка Евгеньевича). - Мы не ставим цели создать элитную школу, берем всех. Ведь нужно понимать: все дети развиваются по-разному - кто-то раньше, кто-то позже.

Несмотря на такой «неспортивный» вроде бы подход, к образованию здесь подходят серьезно, а оба тренера имеют высокую шахматную квалификацию: международный мастер Мария Бутук и мастер ФИДЕ Олег Орлов. Тему всестороннего развития оба поддерживают.

- Я стараюсь давать сравнения из обычной жизни, исторические справки, рассказывать о чемпионах мира, - говорит Мария. - Сейчас матч на первенство мира - тоже следим за новостями, я выделяю какие-то интересные моменты. Вообще популярность шахмат за последние годы заметно выросла, - замечает Мария Бутук. - На мой взгляд, потому, что родители поняли: шахматы полезны для развития ребенка. Они дают дисциплину, развитие памяти, концентрацию внимания. И, может быть, самое главное, умение принимать решение. Они должны подумать: а точно ли правильно я делаю, и потом несут ответственность за результат. Это важно.

Поговорив со мной, Мария отправляется на занятие с только что набранной группой, где начинает с самых азов - даже не ходов фигур, а пустой шахматной доски и понятий вертикаль и диагональ. А вот у Олега Орлова хоть и ребята тоже первого года обучения, но уже относительно продвинутые: они и сами партии записывать умеют (пусть и с ошибками), и полноценное теоретическое занятие выдерживают: с анализом партии, разбором вариантов.

- Я стараюсь прежде всего не научить их играть в шахматы, а научить их думать через шахматы, - поясняет свою позицию Олег. - Они очень органично ложатся на образование, позволяют лучше понять многие вещи. Они воспитывают умение четко формулировать свои мысли, вырабатывают ответственность за свои действия. Я даже видел статистику Минздрава: из тех, кто занимался шахматами больше трех лет, нет ни одного наркомана.

Спасибо компьютерам

Однако есть и еще один секрет нынешнего роста - это, как ни странно, технологическая революция, которая вроде бы должна была оставить древнюю игру на обочине современной культуры. Многочисленные компьютерные игрушки, внешне куда более яркие и привлекательные, клиповость сознания и прочие вещи - как со всем этим бороться?

- Да, дети привыкли к интеллектуальному фастфуду, к быстрому поглощению информации, - считает Надежда Тайманова. - Они не хотят читать и не умеют, не готовы смотреть полнометражные фильмы. А шахматы статичны, здесь нужно долго учиться ради победы...

Но именно это парадоксально и стало их преимуществом. Очень четко это объяснил мне Олег Орлов:

- Появилось много родителей, которые видят опасность этой компьютеризации. Родители, которые думают о голове ребенка, которые хотят его спасти, вытащить из этой «клиповости», - они и приводят детей в шахматы.

Что ж, и правда ценная мысль. Точно так же нынешняя информационная революция привела к возрождению многих традиционных занятий. В мире начался бум на раскраски и товары для творчества, в моде настольные игры. И неудивительно, что подъем переживает самая главная из них - шахматы.

При этом компьютеры помогают и непосредственно - онлайн-трансляции соревнований, в том числе матча на первенство мира, сильно повышают интерес к игре, делают звезд ближе к обычному шахматному миру. Помогают компьютеры и в обучении. В ШКиДЦ, например, разработана целая программа дистанционного обучения, а кроме того, шахматные задачи являются важной частью уроков информатики в обычной школе.

Словом, не нужно противостоять прогрессу - лучше его использовать.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (5837) от 24.11.2016.


Комментарии