Экс-наставник сборной страны Владимир Крикунов вывел петербургское «Динамо» в плей-офф ВХЛ
Из тренеров, которые сегодня работают в отечественном хоккее, самый почтенный возраст у Владимира Крикунова. Экс-наставник сборной России до последнего времени занимал пост советника генерального директора в московском «Динамо», однако в ноябре прошлого года «по ведомственной линии» был отправлен спасать другое «Динамо» — питерское. Команда на тот момент находилась на 18‑м месте в общем зачете чемпионата ВХЛ, однако под началом 73‑летнего специалиста ее игра заметно преобразилась и бело-голубые вышли в плей-офф.
ФОТО Volkova Inna on Shutterstock
— Владимир Васильевич, вы вроде занимали спокойную и почетную должность советника генерального директора в клубе КХЛ, и вдруг команда ВХЛ, да еще и в другом городе
— Руководство московского «Динамо», где я, кстати, до сих пор занимаю должность, попросило меня приехать в Петербург и помочь. На короткий срок. Петербуржцы две встречи выиграли, я вернулся в Первопрестольную с мыслями, что у команды все вроде должно нормализоваться.
— Ошиблись?
— Да, динамовцы вновь начали терять очки, вот мне и сказали: «Давай, Виктор Васильич, займись уже командой серьезно». Тем более что и питерские болельщики начали возмущаться — мол, такой плохой игры у команды не было никогда, надо всех разгонять! Вот мне и пришлось серьезно впрячься в работу… И как‑то пошло. Начали сразу побеждать и добрались к финишу чемпионата до восьмого места.
— То есть никакого страха потерпеть фиаско не было? Тренеры не больно любят браться по ходу сезона за утопающие команды.
— Нет, для меня это не проблема, не страшно. Много раз оказывался в такой ситуации посреди сезона — в московском «Динамо», «Автомобилисте», «Нефтехимике». Меня одно время так и звали — Спасатель. Где‑то что‑то случится, сразу про меня вспоминали.
— Сколько времени необходимо, чтобы выровнять штурвал сбившегося с курса корабля?
— Немного, игр семь обычно хватает. Все зависит от того, что надо корректировать: или «физику» подтянуть, или в тактике что‑то изменить, или состав как‑то перетасовать. Разные варианты возможны. Сложнее всего физические кондиции подтягивать в разгар чемпионата.
— И что же конкретно требовалось изменить в питерском «Динамо»?
— В большой степени проблема была в головах игроков. Как‑то они не верили тренерам или сомневались в своих силах. Отсутствовал морально-волевой настрой. Катились и катились — в прямом и переносном смысле. Требовалось в этом разобраться. Немножко поговорили, поправили кое‑чего, и все стало получаться.
— Как вас воспринимают хоккеисты, для них вы уже, наверное, легенда из прошлого?
— Наверное, так и есть, но мне кажется, это вполне нормально. Бывает по‑всякому — иногда и ругаться приходится. Или стараешься зацепить ребят за живое, чтобы они начали по‑настоящему биться на льду. Понятно, что выигрывать все невозможно. Но одно дело, когда противник оказался сильнее по делу, и совсем другое, если теряешь очки по собственному разгильдяйству. Стараюсь находить с игроками общий язык, объяснить: вы же не просто так здесь собрались. Хотите чего‑то достичь в жизни? Так используйте свой шанс — есть возможность обеспечить себя на всю оставшуюся жизнь. Вас здесь просматривают специалисты, о ваших успехах постоянно докладывают наверх, в главную команду. Нужно только немножко держать себя в руках и к работе серьезно относиться.
— Чувствуется ли у них желание сделать шаг вперед, перейти в КХЛ? В советские времена у хоккеистов по этому поводу была в ходу присказка: деньги те же, а смены реже.
— Да, они все хотят в КХЛ. А как иначе мы бы выигрывали, если бы ребята не рвались наверх?! Да и деньги сейчас не те же. Большая разница, и они это прекрасно знают.
— В Петербурге вы легко адаптировались? Вы где только ни работали, но в наш город судьба вас прежде не заносила…
— А что мне адаптироваться? Это моя работа! Зашел в раздевалку и как будто всегда в ней находился.
— К новому городу все равно нужно как‑то привыкнуть?
— Мне не нужно! Я первый раз в Питере побывал еще в 1968 году, с родной «Олимпией» из Кирово-Чепецка приезжал, мы как раз против местного «Динамо» в чемпионате второй лиге класса А играли. За вторую сборную СССР на турнире на призы «Ленинградской правды» выступал. Позже каждый год с клубами, которые тренировал, приезжал сюда на игры со СКА. Конечно, когда в таком режиме живешь, мало что видишь: аэропорт — отель — дворец спорта — опять аэропорт. Но город вроде как красивее стал. По крайней мере исторические здания приведены в порядок, покрашены.
— Места какие‑то любимые в городе теперь появились?
— Я в отеле живу, как раз напротив «Юбилейного». Вот два любимых места.
— Вы очень давно, с самого начала вашей тренерской карьеры в 1980‑х в минском «Динамо», не опускались во второй эшелон отечественного хоккея. Каким вы его нашли?
— Как и везде: есть богатые клубы и бедные. Те, у кого много проблем, и благополучные. Где‑то лучше, где‑то — хуже… Главное отличие от КХЛ — логистика. Некоторые команды только на автобусах между городами передвигаются — это вообще сумасшествие!
— Но «Динамо» больше летает?
— Да, пользуемся самолетами и поездами. В этом плане положение у нас получше, чем у некоторых клубов.
— Есть все‑таки разница по уровню между игроками КХЛ и ВХЛ?
— Совсем незначительная, на мой взгляд. В ВХЛ сейчас подрастает большое количество молодых талантливых ребят, которые показывают интересный хоккей.
— Почему же тогда клубы КХЛ очень неохотно обращают свое внимание на хоккеистов из этой лиги?
— Я бы не сказал, что неохотно. У нас вот заиграл 18‑летний Макар Ханин, и сразу по его поводу стали названивать многие команды КХЛ. Безусловно, клуб может удержать игрока — всем жалко терять перспективного воспитанника. Но, с другой стороны, молодые должны расти, их надо отпускать. Кстати, я предлагал, пока мы находимся под всеми этими санкциями, задействовать только своих хоккеистов во всех лигах. Столько бы молодежи подняли!
— Как происходит взаимодействие между двумя «Динамо»? Игроков, которые переросли МХЛ, но не готовы к КХЛ, отправляют в Петербург?
— Да. В то же время когда кто‑то у нас начинает прибавлять, мы рекомендуем его в Москву. С Кудашовым, наставником столичного «Динамо», я почти каждый день разговариваю. А он смотрит все наши матчи и в курсе того, кто из наших ребят что собой представляет.
— Кто из ваших нынешних подопечных может в ближайшее время оказаться в КХЛ?
— Шараканов и Ханин, возможно, Артемьев следующий сезон начнут в московском клубе.
— Со СКА у вас какое‑то взаимодействие есть?
— Нет. СКА — совсем другая структура.
— В Петербурге не один год говорят о второй команде КХЛ. «Динамо» не собирается сделать шаг наверх?
— Ничего об этом не знаю, но в принципе две команды Питеру было бы логично иметь. Большой город, второй по количеству населения в России. В Москве вот три клуба в КХЛ играют.
— А для себя вы какую мотивацию нашли в работе с клубом ВХЛ? Все говорят: чего ему не сидится, на пенсии бы спокойно отдыхал.
— Я и отдыхал (смеется). Меня просто попросили помочь! Сейчас вроде уже удалось ситуацию выправить, и я даже намекал, может, мне пора и на место вернуться. Но решили, что до конца сезона все‑таки доработаю. Тем более осталось уже совсем немного.
— Какую‑то конкретную задачу на плей-офф ставите для «Динамо», зная силу своих хоккеистов?
— Когда мы в хорошем настрое, то можем победить кого угодно, любую команду. Но при этом посмотрите, кому проиграли? Всем клубам из нижней части таблицы. Если игроки несерьезно относятся к сопернику, сразу возникают большие проблемы. Стабильности еще нет. А она идет от мастерства. Но постараемся, ребята будут биться, а там уже посмотрим, что из этого получится.
— Нынешний плей-офф может для вас оказаться последним в карьере?
— Скорее всего. Ну хватит, сколько можно! Сороковой год уже работаю главным тренером. Но в московском «Динамо» останусь, если надо, и здесь помогу. Может, уже не как тренер, а как советник или консультант. Посмотрим, что руководство скажет…
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 34 (7610) от 26.02.2024 под заголовком «Спасатель со стажем».
Комментарии