Эфирная вертикаль

Итак, решено – в сентябре в России появится новый общедоступный спортивный канал. В сетке он заменит «Россию-2», которая не так уж давно называлась «Спортом» и как раз таким каналом и была, однако поменяла формат ввиду откровенной нерентабельности. В чем же тогда смысл нового проекта, есть ли у него будущее?

Эфирная вертикаль | ФОТО Fotokvadrat/shutterstock.com

ФОТО Fotokvadrat/shutterstock.com

Тема настолько важная, что ее неделю назад на заседании Совета при президенте РФ по развитию спорта публично озвучил Владимир Путин. Глава государства мотивировал это тем, что с федеральных каналов «спорт постепенно вытесняется», что никак не соответствует интересам общества, поскольку спортивные трансляции – «один из самых мощных ресурсов популяризации здорового образа жизни». И напомнил, что после Сочи-2014 «начался заметный приток желающих заниматься в спортивных секциях».

Как сообщил председатель правления «Газпром-медиа» Дмитрий Чернышенко, речь идет о создании спортивного холдинга на базе этой компании. Хотя, напомню, такой холдинг в этой структуре давным-давно существует и называется «НТВ-Плюс спорт». Получается, нынешнюю систему «НТВ-Плюс» просто дополнят общедоступным каналом? Или все не так просто? В любом случае про «Россию-2» можно забыть. ВГТРК на отбор канала отреагировала немного нервно и в официальном сообщении пустила парфянскую стрелу. Дескать, создать полноценный спортивный канал на базе ВГТРК «не представлялось возможным, поскольку права на трансляцию футбола, самого популярного вида спорта, принадлежат холдингу «Газпром-медиа». Ему же принадлежит львиная доля других спортивных прав. Путь лобовой конкуренции и взвинчивания цен – губителен финансово и разрушителен для всего спортивного вещания».

Ну-ну. Вообще-то во всем цивилизованном мире путь «лобовой конкуренции» для телекомпаний губительным почему-то не оказывается, а спортивные лиги как раз за счет такой конкуренции и живут, выбивая огромные деньги за трансляции. На самом же деле судьба канала определилась гораздо раньше, в момент переименования в «Россию-2» и резкой смены контента. Интересно даже, каким нужно быть гениальным человеком, чтобы придумать такое «креативное» название «Россия-2»? Понятно, что и наполнение соответствовало названию, канал откровенно лишился своего лица.

Если же брать те времена, когда этот канал был чисто спортивным, то ему мешали не столько конкуренты, сколько собственная слабая работа. Поначалу грамотных комментаторов там не было вообще (ранний Дмитрий Губерниев на биатлоне порой выглядел анекдотично). Со временем профессионализм рос, появились даже свои звезды (Владимир Стогниенко, например, да и Губерниев сильно прибавил), но вот хоть сколько-нибудь качественной аналитики там не было. Далеко не всем нравился и излишний пафос, свойственный ведущим этого канала. Особенно это проявлялось во время параллельных трансляций с «Евроспортом» – многие переключались на чужой канал, предпочитая слушать куда более взвешенный и нейтральный комментарий. Словом, не в покупке трансляций дело.

Кстати, насчет монополии «Плюса» тоже можно поспорить, особенно сейчас. У холдинга налицо большие проблемы с контентом. Во время «Ролан Гаррос» теннисный канал показывал Кубок Кремля... 2011 года. В разгар финала чемпионата НБА с участием Дэвида Блатта и Тимофея Мозгова баскетбольный канал вспоминает чемпионат России 2011 – 2012 годов. Товарищи, российский баскетбол в прямом эфире-то никому не нужен, а уж ставить в сетку рядовые матчи четырехлетней давности – это вообще позор. Кто же за такое платить будет?

Конечно, были и лучшие времена – топовых трансляций было больше, творческих идей тоже, а нынче давит как общий финансовый кризис, так и внутренний. Однако начался этот кризис гораздо раньше. Все планы спортивного «Плюса» по подписчикам были благополучно провалены, и давно. В отличие от спортивного канала ВГТРК здесь сразу были сильные комментаторы, но вот сильных менеджеров не нашлось. Было допущено очень много ошибок.

Так, явной глупостью было излишнее число каналов и «размазывание» топовых трансляций по ним, чтобы заработать как можно больше денег. В результате это отражалось на качестве. Например, создание тех же баскетбольного и теннисного каналов ничего хорошего не принесло. Все топовые трансляции по данным видам ушли на эти каналы, а в результате страдали общеспортивные каналы из главного пакета. Между тем желающих отдельно платить за теннис и баскетбол было катастрофически мало, так что люди таких трансляций просто не видели. Уверен, что общее падение интереса в стране к этим видам отчасти вызвано и неправильной политикой «НТВ-Плюс».

Это, кстати, отдельный любопытный вопрос. С одной стороны, выстроить сильное спортивное телевидение у нас трудно, поскольку интерес к спорту в стране намного ниже, чем на Западе. С другой стороны, интерес этот не растет или почти не растет как раз по вине слабого спортивного телевидения. Такой вот замкнутый круг, из которого хочется как-то выбраться. Сейчас, похоже, именно это пытаются сделать.

Но где гарантия, что объединение двух неэффективных убыточных структур приведет к созданию одной эффективной? Тем более если со всякой конкуренцией в области спорта у нас будет покончено и останется одна эфирная вертикаль, которую вдобавок еще будут финансировать на газпромовские деньги. У нее, получается, вообще не останется стимулов для совершенствования.

Впрочем, полного отсутствия конкуренции в любом случае не будет. В эпоху Интернета у спортивных лиг и даже клубов всегда будут трансляции на собственном сайте или на сторонних ресурсах, так что телемонополия остается относительной. Кроме того, еще непонятно, о чем идет речь: о переходе бывшей «России-2» под крыло «НТВ-Плюс», о слиянии двух структур на новой базе с новым руководством или же вообще о создании нового холдинга параллельно с «НТВ-Плюс» и, таким образом, с сохранением конкуренции, пусть и в рамках большого «Газпром-медиа».

Некоторый оптимизм вызывает фигура, которая за всем этим стоит. Решение, конечно, принимали первые лица страны, но главным мотором реформы выступает Дмитрий Чернышенко, пришедший в «Газпром-медиа» несколько месяцев назад. Прошлой осенью он возглавил Континентальную хоккейную лигу, а значит, и нужды спортивных лиг понимает.

Ну а имя себе Чернышенко сделал на «Сочи-2014». Напомню, он сначала возглавлял заявочный комитет, а затем и оргкомитет Игр, став одним из главных творцов их всестороннего успеха. Успеха даже не столько в организации, сколько в настроении, в отношении к этому спортивному празднику. Успеха имиджевого, рекламного.

Собственно, он и есть рекламщик. Ныне 46-летний Дмитрий Чернышенко начинал как программист, был одним из пионеров компьютерной графики в стране, а затем переключился на рекламный бизнес. В двадцать с небольшим лет он стал автором первого ролика «МММ», а уже к концу прошлого тысячелетия был одной из главных фигур российского рекламного рынка.

Таким образом, спортивную телереволюцию возглавляет очень сильный организатор и одновременно талантливый рекламщик, а также человек еще относительно молодой, любящий и понимающий спорт, способный на прорывы и, как говорят многие, умеющий вдохновлять на подвиги и вести за собой. Ясно, что такой человек способен создать по-настоящему крутое спортивное телевидение. Получится или нет – увидим осенью.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (5476) от 10.06.2015.


Комментарии