Допинга мало не бывает

Если кто-то по наивности думает, что допинговые проблемы России ограничиваются легкой и тяжелой атлетикой, то он ошибается. В других летних видах за полгода до начала Олимпийских игр сложностей тоже хватает. Так, на прошлой неделе стало известно сразу о нескольких положительных пробах у гребца и двух велосипедистов.

Допинга мало не бывает | РИСУНОК Максима СМАГИНА

РИСУНОК Максима СМАГИНА

Многократный чемпион России в гребле на байдарке Дмитрий Екимов сдал положительный тест еще летом 2015-го. В его организме обнаружили гормон роста, спортсмен затребовал пробу Б, она также оказалась положительной. Примечательно, что все это дело вело Российское антидопинговое агентство (РУСАДА), то самое, что после нашумевшего доклада независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства было отстранено от работы. Но в начале года деятельность РУСАДА возобновилась, а с ней пошли и отстранения с дисквалификациями.

Екимова дисквалифицировали на четыре года, как и двух штангистов, победителей первенства Европы Илью Атанбаева, Дениса Кехтера, а также Дениса Григоряна. Причем если Атанбаева и Григоряна уличили в применении запрещенных средств, то Кехтер подвергся столь жестким санкциям за неявку на допинг-тест. Что вы хотите, в нынешней ситуации не до сантиментов – спортивная Россия должна восстановить репутацию, доказать, что толерантность к «обманщикам»-атлетам в нашей стране нулевая. Хотя за чемпиона и рекордсмена мира в супертяжелом весе Алексея Ловчева еще надеются побороться – по последним данным, допинг-проба Б олимпийской надежды России до сих пор не вскрыта.

Недавно директор Международной федерации плавания Корнел Маркулеску поднял, простите за каламбур, волну по поводу двух-трех новых допинговых случаев российских спортсменов в водных видах. Однако наши спортивные чиновники поспешили эту информацию опровергнуть – речь идет о старых историях. Зато случай с велогонщицей двукратной чемпионкой Европы Еленой Брежневой новый – сама спортсменка уже рассказала, что приняла запрещенный гормон по рекомендации врача, по собственной халатности не обратив внимания на его присутствие в допинг-листе. Тем не менее она признала свою вину и после вердикта о четырехлетней дисквалификации объявила о завершении карьеры. В принципе Брежнева, Екимов и трое дисквалифицированных на днях штангистов не считались претендентами на олимпийские медали, так что на олимпийских перспективах сборной России в Рио-де-Жанейро их отсутствие не должно сказаться.

Министр спорта Виталий Мутко также привык к подобным неприятным случаям. Тем более что раз РУСАДА (а Брежневу дисквалифицировало именно российское агентство) ловит проштрафившихся атлетов, значит, не имитирует деятельность, а по-настоящему работает. «О допинге нужно говорить спокойно. Это как вечный двигатель, как воровство, это будет продолжаться. Люди будут стараться что-то предпринять. Надо просто отмести все обвинения в адрес государства и в адрес системы российского спорта. Никакой системы нет, это все надумано, придумано и построено на лжеобвинениях и лжефактах», – еще раз напомнил Мутко. Прозрачно дав понять, что «допинговых мух» от «котлет» обязательно необходимо отделять.

Но в профессиональном велоспорте нынче сделать это не так просто. После многочисленных скандалов и разоблачений Международный союз велосипедистов (UCI) ввел, можно сказать, коллективную ответственность – если попался велосипедист, санкции ждут всю его команду. А если у «конюшни» два допинговых случая в течение 365 дней – отстранение от гонок может составить от 15 до 45 дней. К сожалению, в этом крайне неприятном положении едва не оказалась российская «Катюша». Летом прошлого года прямо по ходу «Тур де Франс» на кокаине попался итальянский велосипедист нашей команды Лука Паолини, а на днях мельдоний, относящийся к классу метаболических модуляторов, обнаружили в пробе А экс-чемпиона страны на шоссе Эдуарда Ворганова.

Пусть Ворганов и не считался звездой, он заслужил репутацию сильного и выносливого профи, очень полезного командного игрока. И вот такой конфуз, ударивший по репутации «Катюши», чей бюджет, между прочим, составляет десятки миллионов долларов. На заре своего существования, в 2009-м «Катюша» уже страдала от допинг-проблем своих гонщиков, а несколько лет назад в применении запрещенных препаратов уличили подававшего большие надежды спринтера команды россиянина Дениса Галимзянова. Теперь новые напасти. «Это вещество в какой-либо форме никогда не использовалось в команде и не было предоставлено гонщику командой», – гласит мгновенно выпущенный «Катюшей» пресс-релиз. А генеральный менеджер «Катюши» трехкратный олимпийский чемпион петербуржец Вячеслав Екимов пообещал провести внутреннее расследование по делу Ворганова.

К счастью, дисциплинарная комиссия UCI сжалилась над «Катюшей», сочтя, что кокаиновый случай с Паолини нельзя классифицировать как употребление допинга для улучшения результатов. Но, думается, в «Катюше» прекрасно понимают – больше допинговых проколов быть не должно. Иначе санкции. А санкций нынче по отношению к нашему спорту и так слишком много.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 024 (5641) от 11.02.2016.


Комментарии