Девушки с мячом. Как развивать женский футбол?
На старте своего третьего сезона женский «Зенит» уверенно лидирует в чемпионате России со стопроцентным результатом — четыре победы в четырех матчах. Результат не может не радовать, однако в плане развития нового клуба реального движения вперед явно недостаточно.
ФОТО Евгения ВАСИЛЬЕВА
Что на самом деле самое главное для любого спортивного клуба? Это болельщики! Без них он мертв и никому не нужен. Два года назад, когда женский «Зенит» только создавался, руководители клуба говорили много слов о высокой посещаемости в скором будущем, о матчах на больших стадионах в перспективе. К раскрутке новой команды привлекали бывших и действующих звезд мужского «Зенита», про футболисток сняли фильм, их домашние игры транслирует один из городских телеканалов.
Результата здесь тем не менее нет — на матчи по‑прежнему ходит горстка зрителей, а команда играет на тренировочных полях, в том числе и ключевые матчи. Так, недавнюю победу в принципиальнейшем матче со своим главным конкурентом ЦСКА пришлось одерживать на пятом поле «Смены». И, спрашивается, как можно бороться за зрителей, если вы отправляете команду на задворки? А в руководстве московского «Спартака» этот вид спорта так и вовсе называют не иначе как «никому не нужный женский футбол».
Но справедливо ли такое отношение? Неужели в нашей стране у женского футбола нет перспектив для развития? Тем более что во многих странах картина совсем иная. «Популярность женского футбола растет: если мы посмотрим на Северную Америку, то там женский футбол популярнее мужского, — отмечал, запуская два года назад женский футбольный клуб, генеральный директор «Зенита» Александр Медведев. — Но самое главное, что в школах и колледжах это массовый вид спорта, в который девчонки играют и делают это с огромным удовольствием. В Европе также очень приличный уровень женского футбола — это Скандинавские страны, Германия». И не только они, как выясняется. Четвертьфинал женской Лиги чемпионов недельной давности, в котором «Барселона» на легендарном «Камп Ноу» разгромила «Реал» со счетом 5:2, проходил в присутствии 91 533 зрителей. Да-да, это было не мужское классико, а встреча с участием девушек, установивших новый мировой рекорд посещаемости в женском футболе. Хотя гораздо чаще «Барса» играет все‑таки на стадионе имени Йохана Кройфа на клубной базе (аналог главного поля нашей «Смены»), но и там собирает в среднем около трех тысяч зрителей.
Рекордная посещаемость ожидается на перенесенном с прошлого года чемпионате Европы, который пройдет в Англии с 6 по 31 июля. Еще в начале прошлого года на игры было продано 162 тысячи билетов, а в марте этого года с открытием окна продаж за три недели подано еще 268 тысяч заявок. В конце марта начались продажи в режиме очереди, и билеты на финал разлетелись… за 43 минуты! Как ожидают специалисты, решающий матч Евро-2022 может перекрыть давний рекорд посещаемости для… мужских финалов чемпионатов Европы. В 1964 году 79 115 человек стали свидетелями победы Испании над СССР на «Сантьяго Бернабеу» в Мадриде. Теперь на вмещающем 90 тысяч «Уэмбли» может собраться и больше. Вот вам и «непопулярный» женский футбол!
Почему же этот бум проходит мимо России? Неужели мы такие особенные и пренебрежительно относимся к женскому спорту? Сомневаюсь. Женский теннисный турнир в Петербурге, например, собирает примерно такую же аудиторию, как и мужской, хотя не может похвастать столь же давними традициями. Волейбольная «Ленинградка» не хватает звезд с неба, но имеет свою стабильную аудиторию. Даже в низших лигах успешно боролись за зрителей баскетбольные «Черные медведи — Политех», теперь то же самое делает гандбольная «Балтийская заря». Пусть это не тысячи, а сотни болельщиков, но все‑таки и не ноль.
Очевидно, «спорт номер один» может собирать на трибунах гораздо больше, чем волейбольные и гандбольные команды, а тем более с учетом уровня игры команды Ольги Порядиной, готовой бороться за чемпионство — это вам не второразрядная высшая лига «Балтийской зари». Так что же мешает?
Может быть, конечно, недотягивает само зрелище, но тоже не соглашусь. Понятно, что по скоростям и плотности борьбы женскому футболу далеко до мужского, однако в нем присутствует свое очарование — изящество, эмоции, непредсказуемость. И уровень ведущих российских команд не столь уж низок. В том же «Зените» играют девушки из сборных Португалии и Польши, да и российская национальная команда играть умеет, занимая по рейтингу 25‑е место в мире — во всяком случае повыше мужской.
Так что проблема не в самом зрелище, а в неумении его продать — в раскрутке, рекламе, позиционировании. И, конечно, в отношении к нему самих футбольных руководителей. До тех пор, пока женский футбол называют «никому не нужным», а ведущие команды отправляют играть важные матчи на тренировочных полях, никакого реального развития мы не увидим…
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 62 (7145) от 07.04.2022 под заголовком «Ну а девушки потом…».
Комментарии