Даешь мультиклуб!

С появлением волейбольной команды «Зенит», где уже есть футбольный и баскетбольный коллективы, превращается в полноценный мультиспортивный проект. И это далеко не первый такой пример в европейском спорте - под одним брендом объединены клубы во многих европейских городах. И чаще всего они оказываются вполне успешными.

Даешь мультиклуб! |

Первыми на ум приходят «Барселона» и «Реал», регулярно побеждающие не только в футболе, но и в баскетболе. Кстати, баскетбольные «Барса» и «Реал» созданы именно как дочерние проекты футбольных команд в двадцатых - тридцатых годах прошлого века. В 1942 году аналогичным образом появилась и гандбольная «Барселона», тоже ставшая признанным грандом. А вот «Реал» третий вид спорта подключать так и не стал. Хотя, разумеется, в Испании огромное количество команд носят это название, поскольку «Реал» - это просто-напросто «королевский». Баскетбольный клуб имеется и у мюнхенской «Баварии», только вот он куда менее успешен, чем футбольный.

Гандбольная «Бавария» выступает в региональной лиге, а в 1960-е годы в немецкой бундеслиге играла и хоккейная команда.
По набору видов спорта на данный момент «Зенит» полностью повторяет греческих лидеров - футбольные и волейбольные «Панатинаикос» и «Олимпиакос» успешны только в Греции, а вот в баскетболе давно входят в число европейских лидеров. И здесь все начиналось именно с футбола, другие виды подтянулись следом. Ну а лидером по мультиспортивности может считаться турецкий «Фенербахче», который объединяет аж пять клубов - футбольный, мужской и женский баскетбольный, мужской и женский волейбольный. Но «Фенер» - несколько иной пример, здесь все пошло именно от спортивного общества, основанного в 1907 году в подпольном режиме в Османской империи. 

Таких спортивных обществ и у нас было немало - ЦСКА, «Динамо», «Спартак», «Локомотив». Но различные команды в них объединяла только ведомственная принадлежность, с потерей которой фактически распались и общества. Даже ЦСКА при всех его успехах никак не назовешь мультиклубом - футбольный, баскетбольный и хоккейный проекты абсолютно независимы друг от друга и движутся разными путями. 

«Зенит», получается, где-то посередине. С одной стороны, он строится на базе футбольного клуба, что объединяет его с «Барселоной» и «Олимпиакосом». С другой стороны, реальной основой выступает «Газпром» - то есть это фактически ведомственное общество в духе советских времен. Смогут ли жить баскетбольный и волейбольный «Зенит», если газовый гигант внезапно решит уйти из спорта? 

Впрочем, такого в обозримом будущем не предвидится. Скорее, вероятно расширение. Первый очевидный кандидат - гандбольный клуб. «Университет Лесгафта - Нева» чередует вторые места с третьими, но безнадежно проигрывает «Чеховским медведям», да и ютится в крохотном зале Кировской СДЮСШОР на улице Зины Портновой. Ничто не мешает взять также баскетбольный и волейбольный женские клубы, чьи бюджеты настолько малы, что «Газпром» эти затраты толком и не заметит. 

Вот только нужны ли городу столько клубов с названием «Зенит»? Не приведет ли это к размыванию бренда? Может быть, разумнее было тому же «Газпрому» взять уже готовые клубы с давней и некогда славной историей, как баскетбольный «Спартак» или волейбольный «Автомобилист»? 

Эти вопросы задают постоянно, и ясного ответа на них нет - если смотреть с точки зрения пользы для города. А вот если оценивать пользу для самой газовой корпорации, то решение объединить все под одним спортивным брендом совершенно логично. «Зенит» уже давно стал едва ли не спортивным синонимом слова «Газпром», и потому нет никакого смысла распылять силы. Общее название в любом случае дает клубам большую силу и надежность, в чем убеждают примеры европейских баскетбольных клубов - именно «Реал» с «Барсой» и «Пао» с «Олимпиакосом» традиционно задают тон. Петербургский опыт тоже однозначен: баскетбольный «Зенит» сразу начал собирать куда больше зрителей, чем «Спартак», хотя по бюджету в первый сезон не превосходил «красно-белых». 

Уверен, ту же картину мы увидим и в волейболе. Огромная армия футбольных болельщиков «Зенита» разом становится потенциальной аудиторией, да и маркетинговые возможности футбольного клуба сразу можно использовать. Тот же эффект мы наблюдали и в теннисе, когда для раскрутки возрожденного петербургского турнира команда Александра Медведева использовала базу и наработки хоккейного СКА. 

И, наконец, общее название становится гарантией надежности. В Петербурге не раз позволяли умереть «Спартаку» и «Автомобилисту», дышала на ладан и гандбольная «Нева», но «Зениту» так просто умереть не дадут. Даже если в далеком будущем «Газпром» уйдет или не сможет в прежнем объеме финансировать профессиональные клубы, сила совместного бренда станет настолько большой, что без спонсоров петербургский мультиклуб не останется.

Читать еще новости о «Зените»:

#Зенит #мультиклуб

Комментарии