Главная городская газета

Даешь киберфутбол!

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Спорт

Сборная России: ориентир на победу

Сборная России, уверенно переиграв египтян  на домашнем чемпионате мира, досрочно вышла в плей-офф - впервые в своей истории. О том, как это было - в эксклюзивном материале «СПб ведомостей». Читать полностью

ЧМ-2018: мошки голам не помеха

Первый тур ЧМ-2018 изобиловал сенсациями, однако нашелся футбольный «оазис», где результаты стартовых матчей совпали с прогнозами. Читать полностью

ЧМ-2018: избежать ошибок поможет VAR

Система видеопомощи арбитрам, включенная в Правила игры в футбол в этом году, играет существенную роль в проведении мундиаля. О плюсах и минусах технической новинки - в нашем специальном материале. Читать полностью

ЧМ-2018 как стартовая площадка для фанатской дружбы

Как иностранные фанаты помогают российским болельщикам почувствовать вкус футбола, на личном опыте узнал автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Сквозь Салаха. Сборная России вышла в плей-офф ЧМ-2018 по футболу

В матче на Крестовском острове сборная России победила Египет со счетом 3:1 и впервые в своей истории вышла из группы на чемпионате мира. Как это было? Читать полностью

СКА: Кубок Открытия как путеводный ориентир

Игроки СКА вернутся из теплых краев еще до завершения мундиаля - и сразу приступят к интенсивной предсезонной работе. Читать полностью
Даешь киберфутбол! | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Казалось бы, где футбол, а где киберспорт? Они в лучшем случае конкуренты в борьбе за аудиторию, а скорее, не пересекаются вообще никак. Однако все стремительно меняется. Киберспорт получил в прошлом году официальное признание от Минспорта и РФС, виртуальных игроков подписали уже все клубы РФПЛ, причем среди них есть звезды высокого уровня, и на этой неделе в Уфе они разыграют первый в России Кубок по киберфутболу.

Те, кто с детства мечтал стать футболистом, но так и не вышел в мастера, до последнего время были вынуждены удовлетворять свои амбиции в настольном футболе. Но в XXI веке с развитием современных технологий появилась возможность соревноваться еще и в компьютерной игре, причем с каждым годом они становятся все реалистичнее. Игроки соревнуются один на один, от них требуется сочетание мастерства тренера и футболиста. Как тренер он выбирает собственно клуб, расстановку и тактику, как футболист руководит отдельными игроками, остальные же действуют, согласно программе специального симулятора. Игра на экране монитора смотрится весьма реалистично, причем настолько, что картинку киберфутбола едва можно отличить от той, что мы видим во время трансляций самых настоящих футбольных матчей.

Государству по идее нет никакого смысла поддерживать киберспорт - его польза для здоровья (физического, духовного и интеллектуального) отнюдь не очевидна. В этом смысле он похож на покер - занятия киберспортом могут быть весьма полезными, развивая различные необходимые в жизни качества, но при этом несут и определенный вред, создавая миллионы зависимых людей. Эта огромная отрасль прекрасно растет за счет многочисленных прямо заинтересованных в ней спонсоров - от разработчиков игр до производителей компьютеров, причем для них любители компьютерных игрушек самые выгодные покупатели. Ведь именно им требуются самые навороченные игровые модели, которые к тому же постоянно требуется менять на более новые. Так что роль государства здесь состоит в том, чтобы контролировать, ограничивать, а порой и просто «не пущать». А вот с футбольными клубами дело совсем иное. Они как отдельные бизнес-структуры ведут борьбу за аудиторию и потому просто не имеют права игнорировать одну из главных тенденций современности.

Логика здесь такова. Фанат компьютерных игр, видя победы «Шальке» в League of Legend (самая популярная «игрушка» в мире), может заинтересоваться и одноименным футбольным клубом. Расходы на виртуальную команду пока не идут ни в какое сравнение с расходами на сам футбол, при этом налицо почти стопроцентное попадание в целевую аудиторию: между геймерами и фанатами немало общего, и перейти из одной категории в другую проще простого. Есть и очевидное пересечение аудиторий - это игра FIFA, которая давно завоевала себе прочное место в киберспорте наряду со «стрелялками», стратегиями и симуляторами автогонок. Именно в FIFA режутся в огромном количестве сами футболисты, начиная с Лионеля Месси, именно с FIFA чаще всего и начинают свой киберспортивный бизнес футбольные клубы.

Но не будем забывать про еще одну важную причину геймерской активности футбольных клубов. Киберспорт - это диверсификация рисков, запасной аэродром на случай проблем в самом футболе. Все-таки вид спорта номер один вышел на столь высокий уровень раскрученности, что дальше развиваться особенно некуда. Конкуренция высочайшая, прибыльность примерно нулевая, а чтобы хотя бы удержаться на месте, необходимо, как в «Алисе в Стране чудес», очень быстро бежать. При этом и сам футбол может когда-нибудь упасть с нынешней вершины популярности, особенно если недавние коррупционные скандалы в FIFA и УЕФА получат продолжение. В этой ситуации резонно выбрать тот вид, который уж точно будет расти и развиваться в ближайшие годы. Киберспорт обречен на это хотя бы из-за развития технологий - компьютеры становятся все мощнее и доступнее, Интернет ускоряется и распространяется все более широко, да и люди все больше привыкают жить в виртуальном пространстве. Трудно не расти в таких тепличных условиях. Компания NewZoo представила отчет об исследовании киберспортивного рынка. Прибыль киберспорта в 2017 году составит 696 миллионов долларов, а к 2020 году вырастет до полутора миллиардов. Аудитория в 2017 году увеличится на 19,6% по сравнению с 2016 годом и составит 191 миллион человек. По прогнозам, в 2020 году количество зрителей киберспортивных трансляций составит уже 303 миллиона.

И все-таки я бы не стал предсказывать киберспорту такое уж светлое будущее. Его недостатки являются продолжением его же преимуществ. И главная из них - это трудности с объединением. По сути, как единого вида киберспорта не существует - это набор из почти не связанных между собой популярных игр. Более того, и внутри самих игр правила постоянно меняются - разработчикам ведь нужно их обновлять для поддержания интереса публики. Но изменения правил мешают внутреннему развитию самой игры. В итоге киберспортивные дисциплины никогда не достигнут такого же уровня теоретических разработок, как шахматы или го, или тактической изощренности современных футбола или баскетбола. И, наконец, киберспортивные трансляции - это все-таки нишевая аудитория. Смотреть футбол может кто угодно - достаточно знать, что нельзя играть ногами, а мяч нужно отправить в ворота. А вот почти любая компьютерная игра требует относительно серьезного изучения правил. Впрочем, и здесь есть исключение - та же FIFA понятна всем любителям обычного футбола.

Именно по правилам FIFA17 пройдет и предстоящий кубок, и последующий открытый киберчемпионат РФПЛ. «Зенит» не стал гнаться за дорогостоящими легионерами, подписав сильнейшего петербургского киберфутболиста Руслана Яминова (ник SHD). 23-летний Руслан входит в элиту российского киберспорта, на профессиональном уровне играет с 2014 года. «Чувствую большую ответственность и желание доказать, что киберспорт - это серьезно, - говорит Руслан Яминов. - Я занимался большим футболом с шести лет, но не сумел стать профессиональным спортсменом. Теперь у меня появилась возможность принести пользу любимому клубу в киберпространстве». Главным фаворитом Руслан не будет - некоторые клубы обзавелись более звездными игроками. Так, за ЦСКА выступает действующий чемпион России Андрей Гурьев (ник Timon). Высоко котируются и другие столичные клубы: Сергей Никифоров (KEFIR) играет за «Спартак», а Антон Кленов (KLENOFF) за «Локомотив».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook