Четыре гола на поле и в кино

Почти месяц миновал с момента исторической, рекордной, невероятной победы со счетом 4:3 футболистов «Зенита» в Лиге Европы над израильским клубом «Маккаби», а подробности той уникальной игры до сих пор свежи в болельщицкой памяти. «Такие матчи случаются раз в 100 лет!» - после финального свистка на муниципальном стадионе в Нетании, городе-курорте на Средиземном море, эту сверхэмоциональную фразу повторяли и поклонники «Маккаби», и фанаты «Зенита». Только первые - на иврите, а вторые - на русском. Но, что характерно, и те и другие держались при этом за головы...

Четыре гола на поле и в кино | ФОТО www.fc-zenit.ru

ФОТО www.fc-zenit.ru

Конечно же, про такие сюжеты в футболе надо писать настоящий сценарий и делать по нему кино. Тем более что, несмотря на все нынешние успехи «Зенита», полнометражных фильмов про нашу команду давно не снимали. Если быть абсолютно точным, то с 1968 года, когда вышел «Удар! Еще удар!». Удивительное дело, но режиссер того фильма Виктор Садовский показал себя гениальным провидцем, ибо в финале его ленты «Заря», прообразом которой являлся «Зенит», как раз проводит еврокубковый матч по удивительному сценарию, в котором забивает именно четыре мяча! Ну прямо как в сентябре 2016 года в Нетании...

Впрочем, на советских киноэкранах футболисты из города на Неве столь плодотворно били по чужим воротам вовсе не на берегу Средиземного моря, а на родном своем Стадионе имени Кирова, буквально в двух шагах от берега Финского залива, в том самом месте, где теперь находится самый известный в городе и стране долгострой.

Одному богу известно, как Садовский в столь позорные для «Зенита» времена (чемпионат СССР 1967 года «Зенит» завершил аутсайдером и должен был покинуть высшую лигу) вообще взялся ставить картину с хеппи-эндом в виде финального международного суперматча с участием ленинградской команды! Серьезный внутренний дискомфорт на этот счет все создатели картины (сценаристами его стали уже знаменитый на весь Союз писатель Лев Кассиль и еще не познавший тогда славу такого же масштаба Владимир Кунин), безусловно, ощущали - иначе бы не был «Зенит» странным образом переименован в фильме в «Зарю». Еще загадочнее спустя полвека выглядит способ, которым удалось «пропихнуть» сюжет про хиреющую на глазах ленинградскую команду в производственный план Второго творческого объединения киностудии «Ленфильм». Возможно, сыграл свою роль неукротимый характер самого Виктора Садовского - коренного ленинградца, встретившего начало страшной блокады на посту киномеханика сразу двух городских кинотеатров - «Балтика» и «Молния», но вскоре мобилизованного и защищавшего небо над родным городом в зенитно-артиллерийском полку...

Впрочем, в ходе съемочной, а затем и монтажной работы над «Удар! Еще удар!» неукротимый характер самого Виктора Александровича не всегда шел на пользу делу. Ведь позже, когда фильм начал демонстрироваться в кинотеатрах, продвинутые в футбольных нюансах зрители лишь изумленно разевали рты, глядя, как в ходе матча над стадионом разражается проливной дождь, а уже через пару минут после него игроки бегают по идеально сухому газону. Как футболист-вратарь, засыпая, курит сигарету (!) в общей спальне футболистов на зенитовской базе в Удельной, а потом совершающий ночной обход главный тренер тихо и бережно выносит из спящей комнаты блюдце с окурком... Несколько лет назад мне довелось вспомнить подробности съемок «Удар! Еще удар!» с исполнителем главной роли (нападающий Сергей Таманцев) в фильме народным артистом России Валентином Смирнитским. Вспоминая про очевидные ляпы в картине, сам Валентин Георгиевич даже поморщился с досады...

- Консультантами на съемках «Удар! Еще удар!» выступали профессиональные футбольные люди (бывший главный тренер «Зенита» Николай Люкшинов, директор Стадиона имени Кирова Андрей Шкляревский, известные игроки «Зенита» предыдущих лет во главе с братьями Юрием и Олегом Морозовыми. - Прим. А. К.), но их мнение далеко не всегда учитывалось, - вспоминал Смирнитский. - Не скажу, что Садовский вообще игнорировал все советы, но порой он как бы отмахивался от них, что ли... «Это не главное», «это все детали» и т. д. Ему была важна главная задача - показать положительный облик молодого спортсмена и одновременно способного ученого. Параллельно в фильме шла и любовная линия. Вот это для Садовского было намного важнее сухого футбольного поля после ливня.

Впрочем, подбор актеров на ключевые роли футболистов «Зари» режиссер доверил все-таки профессионалам...

- В школьные годы я занимался в Москве в знаменитой лужниковской Футбольной школе молодежи, - рассказал мне Смирнитский. - Играл на позиции инсайда, по-современному - оттянутого в глубину поля нападающего. Полученные футбольные навыки очень пригодились мне перед ленинградскими съемками. Никому из всех претендентов на роль Сергея Таманцева на пробах так и не удавалось толком попасть по футбольному мячу. Экзаменаторы в лице братьев Морозовых, Завидонова - известных футболистов! - были очень разочарованы. А я и пробежал «змейкой» между стойками, и ускорился в нужный момент, и пробил по мячу неплохо. Так что попал не только в футбольные ворота, но и в картину...

У известного питерского актера, переигравшего в кино бесчисленное количество красавцев-офицеров, заслуженного артиста России Юрия Дедовича (в «Удар! Еще удар!» он сыграл того самого вратаря-курильщика Стогова) оказались несколько иные воспоминания о футбольных талантах исполнителей главных ролей в картине. Зато о «внимании» режиссера к футбольным мелочам Юрий Игнатьевич тоже высказался однозначно:

- В финале картины я лихо отбиваю 11-метровый удар. Понятно, что заранее договорились, в какой угол мне бросаться надо было... Но снимали этот эпизод дубля три, и Садовский потом при монтаже почему-то взял не лучший вариант. Хотя монтажером-то он был прекрасным! А вот на съемках чудачества были. Спорили мы с Витей немало, по многим поводам. К примеру, он зачем-то заставил меня подкрасить волосы. И это оказалось абсолютно бессмысленным: сам футбол снимали преимущественно общим планом, а крупных почти не было... Но это ерунда, куда важнее были наши чисто футбольные споры с Садовским. Для Вити в кадре главным было просто снять то, что он задумал. КАК это потом будет выглядеть на экране, его заботило намного меньше...

Что греха таить - «футбольный» фильм «Удар! Еще удар!» не стал по-настоящему культовым событием в советском кинематографе. Хоть и получил специальный приз на всесоюзном кинофестивале-1968 в Тбилиси. Но Виктор Садовский не только привлек к работе над картиной великолепных актеров - даже в небольших ролях снимались такие мастера, как Юрий Толубеев, Владимир Кенигсон, Юрий Волков, Александр Граве, Владимир Трещалов, Алексей Кожевников, - но и сумел наполнить свой немного наивный с точки зрения любого футбольного «профи» фильм добротой и душевностью. Теми самыми качествами, которых всем нам нынче так не хватает в этом жестком, а порой и жестоком мире... Вот почему болельщики «Зенита» со стажем в сотый раз откладывают все дела и садятся к телевизору пересматривать старое творение Садовского, затаенно улыбаясь собственным воспоминаниям при виде забитого до отказа «старого» ленинградского огромного стадиона...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (5803) от 06.10.2016.


Комментарии