Было тяжело, но мы бодались

Обычная летняя прогулка в 1999-м в корне изменила его жизнь. Огнестрельное ранение в ногу, подробности которого Алексей, понятное дело, помнить не желает, обернулось частичной ампутацией ноги. Для 22-летнего на тот момент парня - сильнейший удар. Но жизнь, как известно, заканчивается с последним вздохом, а дышать Лысов предпочитал полной грудью. Спустя несколько месяцев петербуржец лихо бил ногой по мячу в соревнованиях футболистов-ампутантов, а затем переключился на следж-хоккей, аналог хоккея с шайбой для людей с ограниченными возможностями. Сегодня он чемпион России и дважды серебряный призер страны, чемпион Европы, бронзовый медалист чемпионата мира, серебряный призер Паралимпиады-2014 в Сочи. Наш корреспондент Даниил РАТНИКОВ встретился с Алексеем ЛЫСОВЫМ перед его отъездом в составе команды «Феникс» на турнир по следж-хоккею в Чехию.

Было тяжело, но мы бодались  | Паралимпиада в Сочи. Алексей Лысов (справа) в финальном матче по следж-хоккею против американца Деклана Фермера.<br>ФОТО Владимира СМИРНОВА/ТАСС

Паралимпиада в Сочи. Алексей Лысов (справа) в финальном матче по следж-хоккею против американца Деклана Фермера.
ФОТО Владимира СМИРНОВА/ТАСС

- Сборная России, кстати, тоже должна была лететь в Чехию. Но известные события не позволили...

- Вы про дисквалификацию российского паралимпийского комитета?

- Да, теперь под его эгидой на международных турнирах никто не может участвовать. Россию могут представлять только клубы, которые существуют за свой счет. За сборную, конечно, обидно - ребята готовились, а все вот так пошло...

- Пхенчхан-2018, где пройдет следующая зимняя Паралимпиада, россиянам, судя по последней информации, тоже не светит...

- Мы пока сами не поймем, что к чему. Готовились к чемпионату мира-2017. Хотели прыгнуть выше прошлогодней «бронзы», а тут такой сюрприз. Там ведь еще какой момент - восемь лучших команд чемпионата мира отбираются на Паралимпиаду, и если на мировое первенство мы не едем, соответственно, не попадаем и на Игры...

- Как-то вдвойне обидно...

- Еще бы! А следующая после Пхенчхана Паралимпиада через шесть лет - это огромный цикл. Треть нашей команды к тому времени завершит выступления по возрасту. Разумеется, мы продолжим тренироваться и выступать на клубном уровне, но надо понимать, что готовиться к чемпионату России и к Паралимпиаде - разные вещи.

- Летние паралимпийцы до сих пор не отошли от своего недопуска в Рио. Теперь вы...

- Мы с ними, кстати, на базе соседствовали. Ребята никакие ходят - четыре года тренировок коту под известное место. На днях вот чиновники подарили надежду...

- Какую?

- Сказали, что для паралимпийцев проведут отдельные соревнования в России. И награждаться они будут в соответствии с показателями Рио.

- То есть если в Рио, допустим, чемпион в жиме лежа поднял 190 кг, а у нас 200, значит, его будут награждать как чемпиона?

- Судя по всему, да. Но вот как будут премироваться «командники» - загадка. Допустим, нам, команде по следж-хоккею, с кем соревноваться, как нас оценивать?

- Пока больше вопросов, чем ответов.

- Ощущения в любом случае будут не такие, как от Игр. Но ребята хотя бы частичную компенсацию получат - шанс заработать какие-то деньги.

- В российском следж-хоккее зарплаты ведь от достижений на международной арене зависят, правильно?

- Да. Когда в 2013-м впервые попали в призы на ЧМ, стали нормально зарабатывать. После «серебра» Олимпиады еще одна надбавка появилась. Мы каждый год должны подтверждать свой уровень. В 2015 году после «бронзы» «мира» нам, например, чуть сбавили.

- Как так?

- Как-то так. Но там несущественно, а когда затем стали чемпионами Европы, оклад вновь повысился. Успешное выступление может поднять твою зарплату на 10 - 20 тыс. рублей. И пока мы в медалях на международном уровне - зарабатываем хорошо.

- Теперь, выходит, мало того что на Игры не поедете, так еще и в деньгах потеряете?

- По логике - да. Но как оно будет на деле, повторюсь, неясно. Сейчас вообще много неясного. Ситуация, мягко говоря, ненормальная.

- А на что жили бы, если бы не следж-хоккей?

- В общей сложности восемь лет, до того как лишился ноги и после, я сварщиком проработал. У нас была строительная организация. Отец - инженер, трудились по монтажу сантехники и всего остального. После несчастного случая параллельно заиграл в футбол. Это не паралимпийский вид спорта, но чемпионаты России, мира и Европы проводятся. В августе я потерял ногу, а в декабре уже выступал в чемпионате России по футболу для ампутантов.

- Вы - герой!

- Просто когда в первый раз увидел, что люди на костылях вытворяют с мячом - влюбился в этот вид спорта. Решили организовать в Питере команду. Довольно скоро стали призерами Кубка России, но дальше не пошло...

- Почему?

- Все банально - деньги. Не было спонсоров, а залы надо оплачивать. Первое время как-то крутились. Родители 13 - 14-летних ребят, которые приходили к нам, финансировали поездки, а мы в свою очередь находили деньги на питание и проживание. Было тяжело, но мы бодались.

- Что случилось потом?

- Просто ребята вырастали. Заводили семьи, которые надо кормить. Футбол ампутантов - это хобби, денег за него не платят. Зато времени отнимает немало: три раза в неделю тренировки, соответственно, надо отрываться от работы и семьи. В общем, развалился у нас клуб. Но был и позитивный момент. В футбольном клубе я познакомился с Виктором Николаевичем Кузнецовым, основателем следж-хоккея в России. Он пригласил попробовать себя в этом виде спорта. В апреле 2010 года, помню, впервые вышел на лед, а уже через полгода во время чемпионата России ко мне подошел Сергей Самойлов, главный тренер сборной РФ. Я еще слабо смотрелся, но он взял меня на карандаш, стал приглашать на сборы. Первые полтора года я ведь ничего не имел от занятий следж-хоккеем - ездил на игры и тренировки за свой счет. Мне просто нравилось, к тому же маячила перспектива попасть на Паралимпиаду. Благо жена в тот момент зарабатывала.

- Сборной по следж-хоккею, я так понимаю, до 2009 года в России не было вообще?

- Так и есть. Она организовалась в канун Олимпиады в Сочи, когда стало ясно, что Игры у нас пройдут. Родиной российского следж-хоккея стал Ижевск. Местный спорткомитет проявил инициативу - командировал людей в Канаду перенимать опыт. Уже потом этот вид распространился на Московскую область и далее. А первый выезд сборной был в Финляндию и Эстонию. На чемпионате Европы мы дебютировали в 2011 году - заняли седьмое место из девяти. А в 2013-м уже взяли «бронзу» на мире.

- Вот такой прогресс сразу?

- Просто в тот момент у нас спонсор хороший был. Поездили благодаря ему по странам, набрались опыта, который нам очень пригодился на чемпионате мира.

- До Питера следж-хоккей, однако, так и не дошел, хотя несколько лет назад бывший вратарь Дмитрий Ячанов по заданию ХК СКА вроде бы активно занялся этой работой...

- Мы ведь вместе с Ячановым работали. Я обзванивал ребят, приглашал в новый клуб. Бумага, необходимая для его создания, лежала на подписи у одного из руководителей СКА, но в какой-то момент все резко заглохло. Видимо, интерес пропал. Сейчас вот Андрей Иванов через спорткомитет проводит работу, чтобы в 2017 году в Питере появилась команда по следж-хоккею.

- Такой клуб - дорогое удовольствие?

- 10 - 40 млн рублей за сезон - это дорого?

- 40 млн рублей - среднестатистический контракт игрока СКА.

- Для хоккейного мира - слезы, конечно. А для той же «Удмуртии», где все проплачивается спорткомитетом, деньги значительные. В один из сезонов мы вообще в 8 млн уложились.

- Бюджетно.

- Специально ездили в Татарстан, где ледовые площадки в каждой деревне, выбирали самый дешевый каток и самые простые условия.

- Скидки на аренду льда получаете?

- Нет, почти все ледовые площадки частные, и у их хозяев разговор короткий: «Есть деньги - тренируешься. Нет - извини...». Лед много денег сжирает.

- Чемпионат России - это сколько матчей и команд?

- В нынешнем году будет на одну меньше - шесть. Каждая играет десять матчей в два тура. В октябре съедемся в Алексин, это под Тулой, - проведем первый тур. Второй, скорее всего, пройдет в Сочи. Кто наберет больше всех очков - тот и чемпион.

- В детстве хоккеем занимались?

- Хоккей, кстати, тот редкий вид спорта, которым я прежде никогда не занимался. А так - с первого класса теннис, картинг, дзюдо, карате...

- В хоккее амплуа обычно распределяются по принципу: хорошо катаешься - в атаку, хуже - в защиту, если совсем плохо - в ворота. А у вас как?

- В нападение чаще ставят тех, кто помобильнее, - легковесов. В защиту, наоборот, - кто покрупнее.

- Вы - защитник. Силовые приемы вам дозволительны?

- Конечно! Силовая борьба - важный компонент в нашей игре. Особенно если противник потехничнее. На днях, например, играли с молодежной сборной России, так человеку ключицу сломали и оторвали связку.

- Ужас!

- Такой у нас вид спорта. Ни один чемпионат России еще не обходился без серьезных травм. Кто-то ногу ломал или челюсть, кому-то пальцы отрезали.

- Руки - самая распространенная травма?

- Руки, кисти... Частенько между санями и бортом попадают или двумя санями. Бывает, плечи вылетают - мы же ими в основном бодаемся. Постоянно на уколах, в перевязках - все болит. Защита у нас, как у обычных хоккеистов - ничего особенного.

- Зачем всем вам такой риск?

- Мы вросли в этот спорт за шесть лет. Неделя-две - и тело на лед просится. Кто попадает в сборную - ездит на международные турниры. Следж-хоккей - наша работа, за счет нее мы кормим семью, получаем неплохие деньги.

- Какие?

- На клубном уровне - от 40 до 60 тыс. рублей. Бонусов за победы и заброшенные шайбы нет, зато есть премиальные за медали. Сборники еще стипендию президентскую получают.

- Вам сейчас 39. Думали, чем займетесь, когда завершите играть?

- Года три-четыре физическое состояние, думаю, еще позволит выходить на лед. А дальше - на тренерскую. С тем же Андреем Ивановым оговаривали, что приду в команду играющим тренером.

- Станете первопроходцем?

- Да, в России еще не было тренеров, которые игроками в санях сидели. Все нынешние из большого хоккея пришли, так что мне будет проще с ребятами общаться: я иначе чувствую игру и мне есть что показать им и рассказать.

- Профессиональные хоккеисты, утратившие здоровье, в следж-хоккее встречаются?

- В Татарстане был один известный в прошлом хоккеист. Получив травму спины, пробовал сесть в сани, но «спинальникам» тяжело. Когда не работает нижняя часть тела, в таком координационном виде приходится непросто. Я шесть лет в санях, и не скажу, что полностью ими владею. У канадцев вон куча лиг для людей с самыми разными проблемами: и для «спинальников», и для тех, кто вообще еле двигается, - их волонтеры катают, только руки у ребят еле-еле работают, чтобы шайбу перемещать. Там, кстати, немало и девушек в следж-хоккее. Мы играли как-то против команды, в которой в пятерке три девчонки выходили. США и Канада даже планировали на Паралимпиаду в Корею женскую сборную привести. Теперь вот не знаю, сыграем ли с ними.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 161 (5778) от 01.09.2016.


Комментарии