erid: 2VtzqvVAvA4

«Был гол или нет?» Насколько эффективна в футболе система «офсайдных линий»?

Решающий мяч, забитый московским «Спартаком» в ворота «Зенита» на 90‑й минуте важнейшего матча чемпионата России по футболу, остается в эпицентре споров и дискуссий. Не находился ли спартаковец Кристофер Мартинс в том эпизоде в положении вне игры? Это один вопрос. А более глобальный звучит так: насколько вообще безупречна та самая система «офсайдных линий», которые мы видим во время телетрансляций?

«Был гол или нет?» Насколько эффективна в футболе система «офсайдных линий»? | ФОТО Fånga Images on Unsplash

ФОТО Fånga Images on Unsplash

По словам председателя правления «Зенита» Александра Медведева, петербургский клуб направил в экспертно-судейскую комиссию РФС фото- и видеоматериалы, на которых очевидно, что футболист «Спартака» находится в пусть и незначительном, но положении «вне игры». «Как говорится, кто не слеп, тот видит. И мы видим, что колено Мартинса в этом эпизоде находится в офсайде. Соответственно, гол засчитан ошибочно. И это напрямую повлияло на результат матча, — уверяет руководитель «Зенита». — Надеемся, что ЭСК объективно рассмотрит эти моменты. Если это не «вне игры», то объясните почему. Если это офсайд, то признайте ошибку арбитра и то, что система офсайдных линий не работает. Тогда, может, вообще надо забыть про них, и, как в старые добрые времена, ассистенты арбитров должны принимать решения сами? А если мы все‑таки верим в офсайдные линии, то они должны проводиться надлежащим образом, чтобы ни у кого не возникало сом­нений». Результат матча при этом никто сомнению не подвергает, этот «поезд уже ушел». Так что речь сейчас исключительно о попытках установить истину.

Почему же эти самые линии, которые так симпатично выглядят на телевизионной картинке и в большинстве эпизодов действительно снимают все вопросы, вдруг вызвали такое недоверие? На самом деле эта технология обычно дает вполне объективную картину при определении у футболистов положения «вне игры». Вот только самое неприятное, как это обычно бывает и в жизни, кроется в деталях. А именно: в тех наиболее пограничных случаях, когда все очень близко, что называется, «на тоненького», и итоговый вердикт может зависеть даже от ракурса и от того, план с какой именно камеры используется при проведении тех самых синей и красной линий. То есть ровно в таких ситуациях, как в случае с голом Мартинса в ворота «Зенита».

Главная проблема этой технологии в том, что если офсайдные линии чертит компьютер, то крайние точки тел футболистов, участвующих в эпизоде, по которым эти линии пройдут, определяют люди — арбитры в комнате видеопросмотра. Соответственно, никакие технологии не спасают от вмешательства пресловутого «человеческого фактора», ведь в наиболее сложных случаях все решают буквально миллиметры и мгновения. Определять эти точки к тому же следует в тот самый момент, когда автору гола делают передачу, и любая минимальная погрешность тут может перевернуть оценку эпизода с ног на голову. И всей этой футбольной геомет­рией видеоарбитры занимаются еще и в цейтноте, так как любая серьезная задержка с принятием решения вызывает обычно крайне негативную реакцию и, что еще важнее, нарушает динамику игры.

Означают ли все эти сложности, что технология «офсайдных линий» в принципе не нужна? Конечно, нет. Она в любом случае многократно лучше технологии «взмаха флажком бокового судьи», в чем в России могли убедиться некоторое время назад, когда эти линии временно ушли из судейской практики РПЛ. И недавнее возвращение с помощью китайских специалистов «линейной видеотехнологии» было воспринято с большим энтузиазмом даже теми, кто сегодня клянет эту технологию из‑за одного спорного эпизода в одном конкретном матче.

Системе видеопросмотров в «спорте номер один» меньше десяти лет, но в стремительном ритме современной жизни это уже громадный срок. И вообще эта технология уже давно не последнее слово в судейской практике. И в матчах еврокубков, и во многих европейских футбольных лигах уже действует «полуавтоматическая система определения офсайда». В ней влияние человеческого фактора сведено к минимуму, так как те самые точки, которые для «офсайдных линий» расставляют арбитры в комнате ВАР, определяет уже компьютерная техника на основании показаний сенсорных датчиков. «Полуавтоматической» она называется только по той причине, что окончательное решение все равно остается за «живыми» арбитрами, но от них уже не требуется самостоятельных манипуляций с вмешательством в мир высоких технологий.

Отчасти это похоже на автоматическую систему определения пересечения мячом линии ворот, раз и навсегда заставившую забыть о спорах по этому поводу. А ведь прежде их было немало, но самым легендарным остается случай из финального матча чемпионата мира 1966 года Анг­лия — ФРГ, благодаря которому в футбольной истории навсегда осталось имя советского арбитра Тофика Бахрамова. Теперь же дискуссий на тему «был гол или нет?» в футболе не стало совсем. Конечно, в случае со взятием ворот все проще, так как единственный датчик требуется установить непосредственно на мяче — все остальное статично. При определении офсайда действующих лиц куда больше, и технология становится значительно сложнее, а значит, и дороже. Но самое главное, что она работает и уже доказала свою эффективность на практике — при применении «полуавтомата» споров вокруг судейских решений стало меньше, а скорость их принятия сократилась до 20 – 25 секунд в самых сложных случаях. Сравните это, например, с семью минутами (!), которые ушли у бригады ВАР на вычерчивание «офсайдных линий» в мартовском матче российской премьер-лиги между «Локомотивом» и «Динамо».

Постепенно «полуавтоматическая система определения офсайда» распространяется все шире — несмотря на ее сложность и цену. Под прессингом общественного мнения сдалась и традиционно консервативная английская премьер-лига, где с начала сезона также было несколько спорных моментов с определением положения «вне игры» с помощью офсайдных линий. И сейчас довольно очевидно, что эта технология не завтрашний, а уже сегодняшний день мирового футбола. Остается дождаться момента, когда это «футбольное сегодня» наступит и в России, и нам не придется до хрипоты спорить, была ли в легитимном положении коленка Мартинса в матче «Спартак» — «Зенит».

Читайте также:

Три петербургские команды примут участие в турнире дивизиона Б второй лиги чемпионата России по футболу

Футболисты «Ленинградца» возглавили турнирную таблицу чемпионата России


#спорт #футбол #Зенит

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 53 (7875) от 26.03.2025 под заголовком «Футбол за красной линией».


Комментарии