Бросок из холодильника

Меньше месяца остается до старта КХЛ – первый матч нового чемпионата назначен на 24 августа. В канун сезона «Санкт-Петербургские ведомости» начинают ликбез для болельщиков. В хоккее, как и в политике, у нас, разумеется, разбирается каждый второй. Ворота, коньки, клюшки – что там сложного? Тем более шайба... Но из чего и как делается этот самый недорогой и в то же время ключевой атрибут для игры в хоккей.

Бросок из холодильника | ФОТО Vaclav-Volrab/shutterstock.com

ФОТО Vaclav-Volrab/shutterstock.com

Поначалу во что-то похожее на сегодняшний хоккей вообще играли мячом, только со временем снаряду для лучшего скольжения решили придать плоскую форму. Материалы подбирались разные. Использовали дерево, камень, были даже шайбы из замороженного оленьего помета, а на исходе XIX века в структуру шайбы впервые вмешался пластик. Игровые снаряды не имели четких размеров, вырезались, по сути, на глазок. Лишь спустя десятилетия появились официальные параметры: толщина 2,54 см (1 дюйм), диаметр 7,62 см (3 дюйма), вес 105 – 185 г.

С тех пор растаяло много льда и утекло немало воды. Производство шайб стало бизнесом, который, правда, прижился лишь в нескольких хоккейных странах – Канаде, России, Чехии, Словакии. Изготавливают их с недавних пор и в Китае, но, видимо, только потому, что в Поднебесной делают все. Выходит, оправдывая свой неудачный бросок по воротам, хоккеисты вправе при случае воскликнуть: «Фу, китайская подделка».

Несмотря на внешнюю примитивность, процесс получения черного диска – трудоемкий и высокотехнологичный. Начинается он с загрузки в специальную мешалку одиннадцати ингредиентов, самый важный из которых – натуральный каучук. Наполнителем служит углеродная сажа. А масляные добавки делают резину износоустойчивой. У нас одно время имела место практика добавления металлических фрагментов, но мировое хоккейное сообщество задумку не оценило, и выпуск таких шайб был прекращен.

После 10 – 15 минут предварительного перемешивания смесь вываливается на желоб, по которому следует на ленточный транспортер. Далее – на валковую машину. Распределяясь на крутящемся элементе вместе с еще одним куском натурального каучука (для придания дополнительной упругости), «тесто» проходит окончательное смешивание, превращаясь в большой черный ковер.

Казалось бы, заготовка есть и дело за малым, однако, прежде чем начать штамповать шайбы, кусочки материала надо отправить в лабораторию, где с помощью реометра – прибора, оценивающего кривую жесткости, – определяется степень затвердения резины. При наличии серьезных отклонений партия возвращается на перемешивание, если кривые примерно равны – на приемку.

Дальнейший путь смеси узок и продолговат. Экструдер – аппарат, продавливающий материал через формующее отверстие – выталкивает ее колбаской длиной около метра и шириной 7,5 см, после чего за нее берется машина автоматической резки, рубящая «колбасу» на кусочки толщиной 2,8 см.

Так называемые таблетки являются заготовкой для будущей шайбы, они размещаются в специальной пресс-форме, каждое гнездо которой имеет размер готовой шайбы. Формочки также придают ребристость боковой части, за счет которой улучшается сцепление с клюшкой. Еще вопрос, славился бы сегодня своей обводкой Павел Дацюк без этих ребер. Ну а дальше вулканизирующий пресс, где шайбы в течение 18 минут не только сплющиваются, но и нагреваются до 149 градусов – без вулканизации они легко деформируемы. На остывание требуется не меньше суток, лишь после этого хоккейные снаряды становятся твердыми настолько, что готовы к любому смачному броску.

Но впереди еще тест на отскок. Проводят его, правда, не клюшками, а с помощью специальной техники. Скорость движения каждой шайбы должна полностью совпадать со скоростью образцов, в противном случае – тоже на переработку. Последний штрих – нанесение методом шелкографии рисунка на лицевую часть снаряда. К примеру, изображения логотипа КХЛ или НХЛ.

Цвета могут быть разными не только у рисунка, но и у самой шайбы. Они бывают стандартными черными, оранжевыми, синими и даже белыми. Причем совсем не забавы ради. Утяжеленная оранжевая шайба помогает отрабатывать щелчок. По ней игрок лупит с особым усердием, после чего обычные, черные, летят от его клюшки, как из пращи. Синие, наоборот, облегченные, они используются юными хоккеистами и для тренировок бросков на точность. Белые – развлечение вратарей. Будучи тренером голкиперов «Чикаго» и сборной России, их активно использовал прославленный Владислав Третьяк – страж ворот лишь в последний момент реагирует на летящий над белой поверхностью белый предмет, вырабатывая тем самым быстроту реакции.

Накануне официальных матчей шайбы на несколько часов кладут в холодильник. «Теплые» они будут скакать по льду, словно взбесившиеся лягушки, что не по нраву ни атакующей, ни защищающейся стороне. И с началом каждого периода на площадке появляется новый, более холодный, снаряд. Выходит, на старте отрезка броски получаются более мощными, а под занавес – более непредсказуемыми. Так что если в начале двадцатиминутки команда разыгрывает до верного, а под занавес пуляет со всех позиций – не удивляйтесь. Это все холодный расчет!


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 140 (5513) от 03.08.2015.


Комментарии