Бразилия платит дважды
Чем ближе к концу Игр, тем больше внимания привлекает медальная таблица. Но даже сейчас всерьез анализировать ее рано – последние дни, когда разыгрывается очень много наград, могут все изменить. Делить страны на победителей и неудачников будем потом, а пока известна только одна страна, которая Олимпиаду безнадежно проиграла. Это Бразилия, на ошибках которой теперь предстоит учиться.
Речь, конечно, не о текущем месте Бразилии в общекомандном зачете (в середине второго десятка). Хозяева провалили эти Игры как организаторы – провалили глухо и безнадежно. Ужасное питание, плохие условия проживания и проведения самих соревнований, проблемы с транспортом и безопасностью, низкая посещаемость и скромные телерейтинги – все оказалось отнюдь не на высшем уровне.
Казалось бы, ничего совсем уж фатального для страны не произошло. Ну провели неудачные Игры – живем дальше. Но последствия на самом деле страна и регион будут ощущать еще много лет, потому что есть так называемый отложенный экономический эффект.
Ведь для чего проводится та же Олимпиада? Объединение нации, подъем интереса к спорту – это все замечательно. Но в плане экономики главная цель – резкое повышение туристической привлекательности региона и страны в целом. Если туристы после Игр валом хлынут в страну, то даже грабительские условия МОК и ненужные дорогостоящие объекты окажутся приемлемой ценой.
Но отложенный эффект может быть обратным. Ведь какой образ будет теперь у всего мира от столицы Олимпиады-2016? Ограбления на каждом шагу, бедность, мусор. И это Рио-де-Жанейро, чьи улицы, как верил Остап Бендер, «по богатству магазинов и великолепию зданий не уступают первым городам мира» и где все поголовно ходят в белых штанах! Сколько людей мечтали о Рио – а теперь перестали мечтать.
Получается, бразильцы потратили кучу денег, понастроили арен, которые им не нужны, угодили из-за этого в экономический и политический кризис – и все ради чего? Чтобы отпугнуть туристов и получить дополнительные убытки в течение еще многих лет. Ну не абсурд ли?
Основные причины известны. Бразилия, переоценив свои возможности, заполучила два самых крупных мировых спортивных события подряд, и ноша оказалась ей не по силам. После чемпионата мира по футболу на Олимпиаду не осталось ни эмоций, ни денег. Подготовка прошла в режиме экономии и безразличия, отсюда и результат.
Напрашиваются сравнения с Олимпиадой в Сочи. Ее много ругали за расточительность, и нередко справедливо. Но по крайней мере она прошла успешно, и отложенный экономический эффект имеется. Этим летом, например, сочинские гостиницы заполнены почти на 100 процентов. Налицо и другое. Сочи уже не ассоциируется с дороговизной и плохим сервисом.
Но Олимпиаду-2014 мы принимали в куда более благополучное для экономики время, да и была она первой, до чемпионата. Есть и другая сторона проблемы. К сожалению, судя по результатам последнего Евро-2016, мы не использовали шанс на взрывной рост популярности футбола в стране, не создали мощную программу его развития, как это было в Германии на волне интереса к мундиалю-2006. Сделать это все равно предстоит, но уже с опозданием.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 152 (5769) от 19.08.2016.




Комментарии