Биатлонное крушение

Более символического завершения сезона для российского биатлона трудно было придумать. В последний день домашнего этапа Кубка мира в Ханты-Мансийскена стрельбище из-за сильного ветра рухнула мачта освещения, что вынудило организаторов отменить оба масс-старта. Крушение мачты стало продолжением крушения надежд российских болельщиков в последней части сезона.

Биатлонное крушение |

Строго говоря, мачта упала, скорее, в нашу пользу – благодаря этому ЧП российские мужчины хотя бы удержались на третьем месте в Кубке наций, а Антон Шипулин остался третьим в общем зачете. Учитывая кошмарную форму в концовке сезона, последняя гонка с большой вероятностью отняла бы у нас эти пусть и скромные, но все-таки достижения. Результаты к этому времени были совсем удручающими – ни одной медали на чемпионате мира, 18 гонок подряд без подиумов, и это после вполне рабочей большей части сезона в исполнении мужской команды. У девушек-то все мрачно было с самого начала и до самого конца, за исключением единственного загадочного прорыва в Антерсельве.

Впрочем, даже женская команда умудрилась сдать по ходу и без того провального сезона. Прежде всего это касается Ольги Подчуфаровой, тащившей команду в декабре-январе, но оказавшейся в марте не способной даже выйти на старт. Очевидно, лидера команды попросту загнали, не предоставив в нужное время отдых. Единственной, кто до конца оставался в боеспособном состоянии, оказалась петербурженка Екатерина Юрлова, но и это никак не комплимент тренерам сборной – Юрлова большую часть времени тренируется самостоятельно.

– Не считаю, что у меня этот сезон не получился. Я заслуживаю твердую «четверку». Впервые в своей карьере, хоть давно не новичок сборной, я не пропустила за год ни одного этапа Кубка мира, – говорит Екатерина. – Когда у меня была возможность выбирать, то на далекие этапы я по наставлению тренера не поехала. В этом году мне такой возможности не выпало. Ведь основной целью этого сезона было возвращение квоты. Изначально мы с тренерами закладывали выступление на всех этапах Кубка мира.

В итоге Подчуфарова стала 16-й в общем зачете, Юрлова на 20-м месте, а подававшая год назад серьезные надежды Дарья Виролайнен оказалась еще на десять мест ниже. Что до женского Кубка наций, то здесь Россия только шестая. Словом, провал по всем позициям, и к тренерскому штабу сборной большие вопросы. При этом многие специалисты считают, что старшему тренеру Сергею Коновалову не хватает ни авторитета, ни класса, чтобы исправить ситуацию. Скорее всего, так и есть, но ведь не менять же тренеров каждый год, тем более что пока с каждой сменой становится все хуже и хуже. Словом, хорошего решения здесь нет и быть не может.

В мужской команде несколько иная ситуация. По ходу сезона команда бултыхалась, как на качелях. Неудачные этапы сменялись неплохими или даже совсем хорошими, а общая картина выглядела средне. Евгений Гараничев провел сезон на добротном уровне, Антон Шипулин немного сдал, но тем не менее его семь личных призовых мест и третье место в общем зачете никак нельзя назвать провалом, тем более что Антон по-прежнему блистательно проводил еще и заключительные этапы эстафет, хотя в ряде гонок это уже не имело никакого значения ввиду солидного отставания.

Словом, о бездарной работе тренеров говорить нельзя, зато о провальной подготовке именно к чемпионату мира – вполне. Что, в общем, неудивительно, достаточно вспомнить целый ряд странных решений в процессе этой подготовки. Так, Евгений Гараничев полетел на этап Кубка мира в Канаду, затем пропустил американский этап и вернулся в Европу ради подготовки к второстепенному чемпионату Европы в Тюмени. Более того, ради той же подготовки из-за океана преждевременно вернулся и старший тренер команды Рикко Гросс, фактически бросив основной состав! Наконец, этот самый основной состав готовился к главному старту года на равнине в Кавголове, хотя специалисты в один голос утверждают: необходима была работа на среднегорье.

Понятно, что здесь возникают вопросы не только к тренерам. Вряд ли Гараничев и тем более Гросс отправились в Тюмень по собственной инициативе – злые языки говорят, что дело исключительно в том, что солидный контракт старшего тренера сборной оплачивает тюменский регион. Что до кавголовской базы, то здесь почти наверняка все решил финансовый вопрос – с деньгами у Союза биатлонистов России (СБР) дела обстоят намного хуже, чем во времена президентства миллиардера Михаила Прохорова.

От Александра Кравцова никто, разумеется, не требует выкладывать деньги из собственного кармана. Но вот привлечение спонсоров – это уж точно его обязанность, а здесь заметны большие проблемы. Как и с выбором тренеров национальной команды. Словом, все яснее становится: нынешний президент СБР находится не совсем на своем месте. Он по-прежнему совмещает эту работу с обязанностями директора центра спортивной подготовки (ЦСП) сборных команд России, что явно не идет на пользу обоим фронтам работы. Во всяком случае в вопросе мельдония есть в том числе и ответственность ЦСП.

К тому же Кравцов все-таки не биатлонный человек, и это тоже сказывается. Наверное, в СБР назрели перемены. Среди возможных кандидатов на пост президента СБР называют двукратного олимпийского чемпиона Дмитрия Васильева, руководящего питерским биатлоном. Во всяком случае на общероссийском фоне наш регион выглядит достаточно благополучно, причем в отличие от Тюмени и Ханты-Мансийска обходится без мощной финансовой подпитки от властей.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 049 (5666) от 23.03.2016.


Комментарии