Биатлон в грязи

Тренерский совет Союза биатлонистов России (СБР) поставил удовлетворительную оценку старшим тренерам обеих сборных. Оценка, похоже, точно соответствует вузовской. На троечку оценил свою работу и наставник мужской команды Александр Касперович, чье будущее, как и будущее обеих сборных, по-прежнему под вопросом.

Биатлон в грязи | Источник: vk.com

Источник: vk.com

Само обсуждение проходило в закрытом режиме, продолжалось целых семь часов, и, скорее всего, большая часть этого времени была посвящена мужчинам. С девушками-то как раз все ясно – от них ничего особенного не ждали, так оно и случилось, если не считать всплеска Екатерины Юрловой на чемпионате мира.

И хотя к прорыву Юрловой старший тренер женской сборной Владимир Королькевич имеет опосредованное отношение (петербурженка готовилась к соревнованиям индивидуально), а в целом результат плохой (сборная не попала в первую пятерку Кубка наций и лишилась максимальной квоты на Кубок мира), серьезных претензий к Королькевичу нет. Уж в больно сложной ситуации оказалась команда. Перед началом сезона она лишилась двух лидеров – Ольги Зайцевой и Ольги Вилухиной, зимой на ровном месте сломалась вышедшая к тому времени на пик Ольга Подчуфарова, поэтому отдельные прорывы других девушек – уже успех. В любом случае Королькевич из сборной уходит, а значит, нужно искать ему замену.

– Много грязи. Когда руководство тебя поддерживает, есть стимул работать, а так... – объясняет причины своего ухода Королькевич. – Может, команда не совсем ярко выступила на этапах, но подошла в оптимальном состоянии к чемпионату мира. Мы задали направление в тренировочной работе, многие заметно добавили... Я уже определился с будущим местом работы, но публично не готов об этом говорить. Кроме того, у нас идет конкретный разговор с Олей Вилухиной. Она пытается найти вариант совместной работы – индивидуальной или в какой-то группе.

Что ж, обилие грязи в российском биатлоне – не новость. Этой весной, однако, куда больше грязи было вокруг мужской сборной. В прессе, напомню, скандал начался с откровений нашего земляка Дмитрия Малышко на домашнем этапе в Ханты-Мансийске, затем его поддержал Евгений Гараничев и другие партнеры. Но, как выяснилось, еще до этого через голову старшего тренера Александра Касперовича биатлонисты пошли высказывать недовольство президенту Союза биатлонистов России Александру Кравцову. Сам Кравцов, однако, не видит в случившемся трагедии, а главным виновником считает... прессу:

– Спортсмены мужской команды обратились ко мне с просьбой отрегулировать отношения, возникшие между ними и старшим тренером. Это не касалось методики. Отдельно хочу поблагодарить Антона Шипулина, который высказался спокойно и категорично. По сути, скандала не было. Я признаю правомерность высказанных пожеланий, но это внутреннее дело коллектива. На мой взгляд, оно не должно было освещаться. Если бы ваши коллеги, глубоко погруженные в команду, не стали анонсировать эту ситуацию... С их стороны получилось не очень этично. Благодаря прессе мы получили очередной скандал, причем некоторые факты были передернуты.

Не видит ничего исключительного в случившемся и председатель тренерского совета Владимир Барнашов:

– Напряженные моменты в национальной команде случаются едва ли не каждый год. Просто обычно нам удавалось вовремя делать поправки во взаимоотношениях «тренер – спортсмен», и большого шума не было. В этом сезоне, увы, так не получилось.

Что же дальше? Большинством голосов, но не единогласно, работа Касперовича признана удовлетворительной. Окончательное решение примет правление СБР, но кое-что о дальнейших планах уже известно.

– Будут востребованы и качества Касперовича, и, может быть, параллельной группы, – говорит Александр Кравцов. – Координировать две-три-четыре группы очень сложно. Я скажу так: если человек уходит на самоподготовку, то, как правило, он сложившийся спортсмен и осознает масштаб того, что ему предстоит сделать. Я не уверен на сто процентов, что все ребята, высказавшие замечания, способны тренироваться самостоятельно.

Напомню, желание уйти на самоподготовку высказал, в частности, Дмитрий Малышко, что и неудивительно после его провалов и успехов в самостоятельном плавании Антона Шипулина. А вот другое пожелание Малышко полностью принято.

– Составы сборных будут ограничены восемью спортсменами, – сообщает президент СБР. – Тогда мы сможем индивидуализировать подготовку. Когда больше десяти спортсменов, сложно уделить внимание каждому. Может быть, на этой почве и случилось недопонимание между Касперовичем и командой.

Еще одна претензия касалась излишне авторитарного стиля руководства. На этот счет высказался один из ветеранов тренерского цеха заслуженный тренер СССР Александр Привалов:

– Нужно не заставлять спортсмена делать ту или иную работу, а убеждать! Методически объяснять, что и зачем необходимо. Если вернуться к главным соревнованиям сезона, то перед чемпионатом мира была сделана ошибка в месте проведения последнего сбора. В Холменколлене, где готовилась сборная, совсем другой подход к стрельбищу, чем в Контиолахти... Но в целом Александр Касперович хочет работать, при этом готов слушать старших товарищей. Сейчас создан экспертный совет ветеранов, и мы со своей стороны тренеру поможем.

В этой атмосфере поиска компромисса даже неизменно скандальный Александр Тихонов заразился всеобщим умиротворением:

– Слышал, ребята уже признали, что немного погорячились, – заметил четырехкратный олимпийский чемпион. – Посмотрите на результаты Евгения Гараничева: если в прошлом сезоне в мировом рейтинге он занимал место в третьем десятке, то сейчас стал седьмым. По одному провалу делать выводы не стоило.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 060 (5433) от 07.04.2015.


Комментарии