Биатлон как высшая математика

В финском местечке Контиолахти на этой неделе начинается чемпионат мира по биатлону. В составе сборной России впервые сразу три петербургских спортсмена – Дмитрий Малышко, Екатерина Юрлова и Алексей Слепов. Если первые два имени на слуху у любителей биатлона, то об Алексее Слепове знают далеко не все. О перспективах трехкратного чемпиона Европы, не так давно переехавшего в Петербург, нашему корреспонденту Алексею ТРЕБУНСКИХ рассказал старший тренер СДЮСШОР # 3 Калининского района Валерий ХРАМОНОЖКИН.

Биатлон как высшая математика | После успешного выступления на чемпионате Европы Алексею Слепову предстоит дебют на мировом первенстве. ФОТО Валерия ШАРИФУЛИНА/ТАСС

После успешного выступления на чемпионате Европы Алексею Слепову предстоит дебют на мировом первенстве. ФОТО Валерия ШАРИФУЛИНА/ТАСС

– Родом Алексей из Владимира, до переезда в Петербург «бегал» за Москву, но официально на всех соревнованиях, начиная с этого сезона, выступает за Петербург, зарплату ему платит федерация биатлона нашего города.


– С чем связаны переходы биатлонистов из региона в регион?

– Все хотят лучших условий, адекватных своим способностям. Почему футболисты переходят из команды в команду? Потому что считают, что они достойны лучшей зарплаты, что в другом клубе их труд оценят более справедливо. Биатлонисты не исключение...


– То есть дело в деньгах?

– Не только. Большую роль играют и условия для тренировок, возможность проводить полноценные сборы. К тому же, насколько я знаю, Москва выполнила не все условия, изначально обещанные Алексею.


– В командных видах спорта приобретение какого-либо игрока с точки зрения клуба понятно – надо усилить команду. Для чего в индивидуальных видах спорта «подписывать» спортсмена из другого региона?

– Ну а для чего был в свое время натурализован кореец Виктор Ан? Чтобы завоевывать медали. И получение им российского гражданства себя оправдало. Такая же история и с Алексеем. Он выступает за Петербург, приносит медали. Просто все привыкли к тому, что биатлон – это Кубок мира. А проходит очень много и других соревнований, в том числе российских. И для престижа региона, повышения популяризации биатлона в городе очень важно, чтобы твои спортсмены выступали хорошо. Я не совсем в курсе денежных вопросов, но федерация отчитывается в спорткомитете о проделанной работе, и средства наверняка выделяют, в том числе исходя из результатов выступления петербургских биатлонистов на всероссийских соревнованиях.


– Почему бы тогда не пригласить Шипулина с Гараничевым?

– Спортсменов такого уровня не так легко привлечь. Месси ведь не перейдет в «Зенит», ему нужно предложить суперусловия. Но эти суперусловия не устроят уже «Зенит». Та же история и в биатлоне. Мы можем пригласить кого угодно, но сможем ли потянуть? Сегодня лидерами в биатлоне являются два региона – Тюмень и Ханты-Мансийск. За эти регионы выступают большинство спортсменов сборной России. Многие, правда, так же «переехали» туда позднее, потому что были предложены хорошие условия. В этих регионах биатлон – спорт номер один, а потому бюджеты федераций на порядок выше остальных и они могут позволить себе пригласить звезд.


– А какой бюджет у федерации биатлона Петербурга?

– Точных цифр не могу назвать. Мы, конечно, отстаем от Тюмени и Югры, но значительно превосходим по бюджету центральные регионы. К примеру, сейчас ездили в Карелию на юношеские соревнования, мне один местный тренер говорит: «Посмотри двух ребят. Очень талантливые. Может, возьмешь к себе?». То есть у региона нет возможности, чтобы ребята могли прогрессировать. Они не могут выезжать на сборы, ездить по соревнованиям, поэтому уже в детстве вынуждены переезжать в другие регионы.


– Слепову переезд в Петербург помог попасть в состав сборной на чемпионат мира?

– Безусловно. В прошлые годы он провел считанное количество стартов на Кубке мира. Бегал в основном на Кубке IBU. В этом году он мог оказаться в составе сборной уже с первого этапа. Тогда, на контрольных тренировках, он пробежал лучше некоторых ребят. Но, не знаю, по каким причинам, тренеры остановили свой выбор на других спортсменах. Затем, в декабре, ему не хватило двух секунд в одной из гонок на «Ижевской винтовке», по итогам которой определялся состав на январские этапы Кубка мира. И лишь после чемпионата Европы, где Леха завоевал три золотые медали, тренерский штаб сборной все-таки обратил на него внимание. Есть ли во всем этом заслуга федерации биатлона Санкт-Петербурга? На мой взгляд, да. И лично мне как тренеру удалось несколько улучшить ему стрельбу.


– Сам он все равно говорит, что стрельба для него как «высшая математика».

– Действительно, ошибается на огневых рубежах Алексей часто. Но раньше, помимо того что мазал, он еще и терял много времени на стрельбе, проигрывая чуть ли не по минуте. Он выцеливал каждый выстрел и все равно в итоге пару штрафных кругов получал. Мне стоило больших трудов переубедить его работать быстрее – все биатлонисты стреляют на автомате. «Даже если ты промазал, – говорил ему, – тебе быстрее будет штрафной круг пробежать». И для меня как тренера было странно, что никто не пытался раньше справиться с этой проблемой и сократить время пребывания на рубеже. Он ногами способен отыграть все промахи, поскольку ходом сейчас в команде уступает только Шипулину. Жене Гараничеву он в одной гонке ногами проиграл, в другой – выиграл больше минуты. Ну а остальные заметно отстают. Так что по функциональному состоянию, на мой взгляд, Слепов сегодня явный третий номер в сборной России.


– Но биатлон это не только ход. И в призовые места с двумя промахами сложно попасть, а у Алексея стабильно по 2 – 3 незакрытые мишени...

– Понимаете, стрельбу можно поставить. На тренировках Леха часто стреляет чисто. На Кубке мира появляется дополнительная нервозность, и он мне об этом говорил. Преодолеть мандраж можно, только если дать спортсмену повариться в этом котле, провести больше стартов. Чтобы он понял, что это такие же гонки, как и все остальные. На чемпионате мира он может хорошо выступить, если не будет волноваться.


– В биатлон Алексей перешел из лыжных гонок. Может быть, не стоило?

– Сложно сказать, что было бы лучше. Но на тот момент сложилась следующая ситуация – он тренировался в команде у Анатолия Чепалова, который, как известно, был в «контрах» с Федерацией лыжных гонок России. Из-за этого многих спортсменов, кто работал под его началом, в сборной притесняли. Людям прямо говорили: или уходи от Чепалова, или на чемпионат мира не поедешь. Николай Лопухов как раз создавал экспериментальную команду по биатлону и пригласил Алексея попробовать. Ходом-то он силен, оставалось только поставить стрельбу – и вот вам готовый член сборной России.


– Сейчас в основной сборной России сразу три петербургских биатлониста, но на подходе, судя по всему, пока никого нет, так как на всероссийских соревнованиях петербуржцы не блещут. Почему?

– Биатлон в нашем городе активно начал развиваться, только когда федерацию возглавил Дмитрий Васильев. Сегодня многое держится на нем и на Анатолии Николаевиче Алябьеве. В спортивных школах начали открываться новые отделения, у команд появилась возможность ездить на сборы, не стало проблем с инвентарем, формой, в сборной города есть сервисмены, чего другие регионы себе позволить не могут. И, к слову, на юношеских соревнованиях 14 – 15-летние питерские ребята, которые пришли в биатлон как раз лет пять назад, выступают достаточно неплохо, регулярно занимают призовые места. Но им, чтобы попасть в сборную, нужно как минимум вырасти.


– Но ведь Малышко как-то появился, хотя биатлоном он начал заниматься значительно раньше, чем пять лет назад?

– Но у нас ведь биатлон хоть и в плохом состоянии, но все-таки был. И, конечно, кто-то должен был появиться. Другое дело – сколько лет до этого в сборной никого не было из Питера. На самом деле, даже если в регионе раз в пять лет появляется один талантливый биатлонист, дорастающий до уровня основной сборной, – это не так и плохо. В мужскую и женскую сборные в общей сложности входят всего 20 – 25 человек. А сколько спортивных школ по всей стране? Сколько ребят занимаются биатлоном? Безусловно, их меньше, чем в советское время, но это огромное количество. И то, что сейчас сразу три петербуржца едут на чемпионат мира, говорит о высоком уровне развития биатлона в нашем городе. И я очень надеюсь, что в будущем он будет как минимум не хуже.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 037 (5410) от 04.03.2015.


Комментарии