«Автомобилист» пошел за «Спартаком». Свои выступления завершила еще одна некогда знаменитая команда

Окончание 2024-го календарного года почти совпало по времени с завершением одной из славных историй петербургского спорта — Всероссийская федерация волейбола приняла решение о снятии с чемпионата России в высшей лиге А представлявшего наш город «Автомобилиста». Команда, название которой навсегда связано с именем легендарного тренера Вячеслава Платонова, становившаяся чемпионом СССР и России и четырежды побеждавшая в еврокубках, фактически перестала существовать.

«Автомобилист» пошел за «Спартаком». Свои выступления завершила еще одна некогда знаменитая команда | 15 января 1982 г. Ленинград. СКК им. Ленина. Матч Кубка обладателей кубков европейских стран по волейболу «Автомобилист» — «Шкода» (Чешске-Будеевице) — 3:0./ФОТО Николая АДАМОВИЧА и Николая НАУМЕНКОВА/ТАСС

15 января 1982 г. Ленинград. СКК им. Ленина. Матч Кубка обладателей кубков европейских стран по волейболу «Автомобилист» — «Шкода» (Чешске-Будеевице) — 3:0./ФОТО Николая АДАМОВИЧА и Николая НАУМЕНКОВА/ТАСС

В 1970‑е и 1980‑е годы «Автомобилист» Платонова, как и баскетбольный «Спартак» Владимира Кондрашина, были спортивными брендами Ленинграда, не менее узнаваемыми и любимыми в городе, чем футбольный «Зенит» и хоккейный СКА. В плане же спортивных результатов — еще и гораздо более успешными. Причем особенно это относилось именно к «Автомобилисту». После того как в 1970 году Вячеслав Платонов возглавил команду в качестве старшего тренера (тогда должность называлась именно так), к ленинградскому клубу почти сразу пришли серьезные успехи. С 1972 года «Автомобилист» одиннадцать раз подряд становился призером чемпионатов СССР, а в 1980‑е годы дважды побеждал в Кубке обладателей кубков и дважды завоевывал Кубок Европейской конфедерации волейбола. А противостояния в те годы команды Платонова с базовым клубом сборной страны — ЦСКА — были в волейболе почти такими же знаковыми событиями, как соперничество того же ЦСКА и «Жальгириса» в баскетболе. И они традиционно собирали в Ленинграде почти полные трибуны «Юбилейного», хотя чемпионат СССР проводился тогда без матчей плей-офф, на которых абсолютные аншлаги были бы гарантированы. Борьба ЦСКА с «Автомобилистом» была тогда в каком‑то смысле столкновением волейбольных мировоззрений — мощи армейцев против стремления команды Платонова не пробить, а именно переиграть соперника за счет комбинационных действий, дирижировали которыми тренер со скамейки и не менее легендарный связующий Вячеслав Зайцев непосредственно на площадке. Не случайно в волейбольных кругах за «Автомобилистом» тех лет закрепилось прозвище «адские водители» — вовсе не оскорбительное, а скорее уважительное. В этом определении было словно сконцентрировано, насколько трудно было любому сопернику играть против команды Платонова и Зайцева.

Затем в жизни «Автомобилиста» наступили иные времена. Можно сказать, по инерции дважды выиграв уже без Платонова, отправившегося в командировку в Финляндию, два первых чемпионата России в начале 1990‑х, команда вступила в стадию перманентной борьбы за выживание. Менялись названия — «Спартак», «Балтика», вновь «Автомобилист». Вернулся в клуб его легендарный тренер, и была построена Академия Вячеслава Платонова. Однако финансовая стабильность к клубу так и не пришла, а после ухода Платонова в 2005 году из жизни «Автомобилисту» стало и вовсе трудно. Хотя в качестве волейбольной школы он продолжал оставаться очень успешным, год за годом выпуская в большую жизнь новые поколения волейбольных талантов (достаточно сказать, что капитан нынешнего «Зенита» Иван Яковлев является воспитанником именно школы «Автомобилиста»). Сохранялась в клубе и ­команда мастеров — пусть она играла и не в элитном дивизионе, но все же выполняла функции того самого важного промежуточного звена, позволявшего молодым воспитанникам школы проходить «обкатку» в мужском волейболе. Правда, финансовые проблемы стали с «Автомобилистом» почти синонимами, и однажды — девять лет назад — петербургский клуб по ходу сезона уже вынужден был сниматься с чемпионата России, не выдержав бремени этих проблем.

В последние годы «Автомобилист» существовал в качестве фарм-клуба «Зенита», и эта структура, сочетавшая в себе день сегодняшний с историческими традициями городского волейбола, выглядела внешне вполне органичной. Однако с уходом из «Зенита» бывшего генерального директора Владимира Самсонова, в свое время тоже игравшего за «Автомобилист», а затем и тренировавшего его, эта ниточка связи порвалась — она оказалась не слишком прочной. Статус фарм-клуба основной команды получил «Зенит»-2, а «Автомобилист» вновь остался наедине с самим собой и этого одиночества уже не выдержал. Ноябрьские спаренные матчи в высшей лиге А в Костроме против местного «Волжанина» оказались для него последними в нынешнем чемпионате, а возможно, и вообще в истории клуба. На следующий выезд в Махачкалу команда отправиться уже не смогла, и дело закончилось снятием с турнира.

Несколько лет назад в баскетболе похожим образом завершилась история другого легендарного клуба нашего города — мужского «Спартака». Теперь не стало волейбольного «Автомобилиста». Конечно, то, что ниши главных клубов в этих видах спорта заняты командами системы «Зенита», имеющими устойчивое финансирование и хорошие результаты, это здорово — и волейбол, и баскетбол в Петербурге благодаря этому живы и развиваются, а интерес к ним в городе меньше не становится. Другой вопрос в том, что сохранение исторических традиций тоже имеет значение в спорте, как и в жизни вообще. И если представить себе гипотетические фарм-клубы главных команд города с историческими названиями «Спартак» в баскетболе и «Автомобилист» в волейболе, то они наверняка пользовались бы в Петербурге большим вниманием и симпатиями болельщиков, чем нынешние коллективы с безликим названием «Зенит»-2. Как это, собственно, еще совсем недавно в волейболе и происходило. Не зря ведь еще Михаил Васильевич Ломоносов говорил о том, что у тех, кто не помнит своего прошлого, нет и будущего. Так что хотя бы помнить волейбольный «Автомобилист» мы точно будем. А там — кто знает? — вдруг история и зайдет на очередной свой спиральный виток. Такое с этим клубом уже бывало.

Читайте также: 

Волейболистки петербургской «Ленинградки» подтвердили статус сильной команды, но так и не смогли завоевать трофей

Волейбол без нервотрепки: «Зенит» довёл победную серию в чемпионате России до восьми матчей




#спорт #волейбол #команда

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 6 (7828) от 17.01.2025 под заголовком ««Автомобилист» пошел за «Спартаком»».


Комментарии