Атлеты с «червями» на плечах. Кроссфит включает в себя полусотню спортивных дисциплин
У любителей здорового образа жизни все больший интерес вызывает кроссфит. О нем знает каждый, кто ходит в спортзал, чтобы поддерживать себя в должной физической форме, но далеко не все готовы заниматься им настолько серьезно, чтобы участвовать в соревнованиях. Нашему корреспонденту Олегу РОГОЗИНУ об этой довольно молодой дисциплине рассказал Тимофей ОРЛОВ, действующий спортсмен и тренер по кроссфиту.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Умейте получать удовольствие
— Тимофей, вам только 22 года, а вы уже не только неоднократный победитель всевозможных турниров, а еще и тренер. Хватает опыта и знаний, чтобы делиться ими и воспитывать других?
— Не удивляйтесь, но хватает. Просто в спорте я всю свою сознательную жизнь. С тех пор, как отец отвел меня в первом классе в футбольную, естественно, секцию. С футбола многие дети начинают. Став постарше, поступил в школу олимпийского резерва по академической гребле и уже потом увлекся кроссфитом. Гребля мне дала основу — силовое развитие, но, если честно, на открытой воде в лодке чувствовал себя не так уж комфортно. А заниматься надо тем видом спорта, который доставляет удовольствие, только тогда придут результаты.
— Чтобы добиться успехов в кроссфите, нужны какие‑то особые физические данные?
— В первую очередь необходимо желание, а также терпение в начальные полгода. А когда придут результаты, начинаешь получать удовольствие. «Физику» же можно натренировать. У меня, например, рост —173 см, вес — 84 кг. Хотелось бы больше, наш спорт энергозатратный, много работы с дополнительными весами — штанги, гири, гантели. Если вес больше, то можно и поднять побольше.
— Так что собой представляет кроссфит?
— Это система интенсивных тренировок, придуманная в середине нулевых, она включает в себя упражнения из множества спортивных дисциплин: легкой и тяжелой атлетики, гимнастики, гиревого спорта, пауэрлифтинга. Как спорт, кроссфит базируется на постоянном варьировании упражнений, которые выполняются с высокой интенсивностью. При этом задействованы самые разные группы мышц, связки, суставы и тратится много энергии. Из тяжелой атлетики взяли толчки, рывки, подъемы штанги на грудь. Из легкой атлетики — бег, прыжки. Из гимнастики — выходы на турнике, на кольцах, работа на брусьях. Много упражнений со своим весом — подтягивания, различные отжимания. Очень широкий набор дисциплин, их порядка 45. Отсюда и название — с английского кроссфит переводится как «перекрестный фитнес».
— Так, значит, кроссфит по большому счету все‑таки не спорт, а просто увлечение, позволяющее поддерживать хорошую физическую форму?
— Для меня это спорт. А для кого‑то действительно просто важно чувствовать себя физически развитым и проводить приятно время. Люди приходят к нам и чтобы банально разгрузить голову после работы в офисе, перезагружаются. И это точно лучше, чем обычная «качалка». В кроссфите интереснее, здесь нет ничего статичного: всегда разнообразие и творчество.
Упражнения с собственным весом
— Дисциплин много. А что входит в зачет на соревнованиях?
— Какого‑то одного конкретного списка нет. И в этом самое интересное. В тяжелой атлетике, например, понятно: толчок плюс рывок, кто больше других поднял в двух дисциплинах, тот и выиграл. В кроссфите тестируют атлетов на различные навыки, к примеру, работа со штангой на высоком пульсе, число выходов на перекладине, бег на различные дистанции, плавание, велосипед.

И на каждом соревновании назначаются разные вариации упражнений. Ты не можешь подготовиться к чему‑то конкретному. Спортсмен в кроссфите — универсальный атлет, он должен быть готов ко всему, к любому набору из почти полусотни дисциплин.
— Когда же становится известен набор дисциплин?
— По-разному бывает. Иногда выставляют задания за неделю, а то и за месяц до турнира, и тогда ты понимаешь, к чему надо готовиться. А бывает, что до старта десять минут остается, когда судья подходит и сообщает набор упражнений. Это усложняет подготовку. Упражнения с собственным весом и силовые упражнения со штангой, конечно, есть всегда, хотя и там тоже много разных вариаций. Гребля, велосипед — это на тренажерах. Бег — на дорожке, но иногда и кросс на открытом воздухе. Последнее время часто ставят плавание. Список дисциплин периодически дополняется — недавно в реестр внесли перекрестные прыжки на скакалке. В упражнениях с собственным весом тоже есть новшества: всегда отжимались в стойке на руках спиной к стене, потом решили, что надо лицом к стене отжиматься. А это другое упражнение, поскольку задействованы разные группы мышц. Кто первым и лучше адаптировался, тот и выиграл в итоге. Зато у нас победитель — самый подготовленный по разным дисциплинам атлет. Ты поднимаешь штангу, после этого выполняешь упражнения на кольцах, затем бежишь или плывешь. Классический тяжелоатлет с такой программой точно не справится.
— Кто занимается организацией соревнований по кроссфиту?
— В России и в Петербурге есть федерация функционального многоборья, оно во многом дублирует кроссфит. Это смежные виды спорта. Я тоже выступал в соревнованиях по функциональному многоборью — в юниорах побеждал в чемпионате Петербурга, по России стал третьим. Во взрослых соревнованиях тоже победил в городе, в России был десятым. Те, кто занимается функциональным многоборьем, могут выступать в кроссфите, и наоборот.
— Но какие‑то отличия есть?
— В кроссфите гораздо больше набор дисциплин, и это интереснее. Кроме того, на чемпионатах по функциональному многоборью структура задания конкретная, там все расписано. На соревнованиях по кроссфиту подбор дисциплин другой и с большим числом вариаций. Прошлой осенью я стал победителем «Биг Питер спорт шоу», турнир был очень представительным — больше 400 атлетов со всей страны, в финальную часть прошли около ста человек. Все было на хорошем уровне, но особенно порадовала массовость. Участвовал и в командных соревнованиях: два парня и одна девушка. Было много других нетипичных заданий.
— Например?
— Есть такой снаряд — «червь». Это такой мешок длиной порядка трех с половиной метров и весом больше 150 кг. Команде надо было поднимать его на плечо и синхронно перекладывать на другое. Азарта здесь побольше — надо чувствовать партнеров, подстраиваться под их действия. Но я больше склоняюсь все‑таки к индивидуальным выступлениям.
Подышать на здоровье
— Не жалеете, что бросили греблю? Это же традиционный признанный вид спорта, где проводятся соревнования самого высокого уровня…
— У нас тоже много турниров — и в России, и по всему миру. Уровень организации сильно подрос. В нашей стране лидируют по числу соревнований Петербург и Москва, в последние годы активно подключились Сибирь и Дальний Восток. Есть свой аналог чемпионата мира — кроссфит-игры. Даже шли разговоры, чтобы нас включить в олимпийскую систему, но есть камень преткновения: всегда разные наборы дисциплин тестируются, а значит, при выявлении победителя есть элемент случайности.
— Из всего набора дисциплин какие наиболее предпочтительны для вас?
— Прежде всего, конечно, гребля, которой я серьезно занимался, а также гимнастика — отжимания на брусьях, выходы на турнике и кольцах, ходьба на руках, поскольку я все еще легкий. Со штангами работать тяжеловато, с собственным весом — легче. Пробежаться, на лыжах поработать — мы называем это подышать — тоже мое.
— В Петербурге кроссфит насколько развит?
— В каждом районе есть зал, и не один, работают тренеры. Во многих тренажерных залах тоже есть зоны кроссфита. Направление сегодня очень популярное, и атлетов много. И самый сильный атлет России, между прочим, из Петербурга. Артур Семенов, неоднократный победитель многих турниров, в том числе на мировом уровне.
— Сейчас к каким соревнованиям готовитесь?
— В сентябре в Петербурге будет проходить Олимпиада народов мира, которая эволюционировала из «Биг Питер спорт шоу». Соревноваться предстоит на «Газпром-арене» — интересная площадка. Из ближайшего — старт в Тюмени в конце июля, там тоже высокий уровень организации.
— Хотите победить на Олимпиаде в Петербурге?
— А как иначе?! Любой спортсмен заряжен на победу. Хочу выступать на самом высоком уровне в России и в мире, войти в элиту этого спорта. Понимаю, что профессиональный спорт не бесконечен, всю жизнь провести в зале и думать, как бы побольше вес поднять, не получится. Чему‑то обучаюсь сам, буду учиться еще. Чтобы в 35 лет не пришлось вдруг начинать жизнь с нуля.
— Какой образ жизни у спортсмена?
— Расписание, конечно, рутинное: работа и тренировки. Следишь за питанием, оно должно быть сбалансированным. Считаешь калории, жиры, углеводы. Следишь за телом, обязательно массаж. Строгий режим дня — в определенное время ложишься спать, просыпаешься. Профессиональный спорт требует профессионального отношения. Курение, конечно же, исключено. Из алкоголя — бокал вина по праздникам, хотя я никогда не был пропагандистом абсолютной трезвости.
— А как насчет тусовок в клубах?
— Этот период уже прошел. Если не посплю нормально, не смогу толком тренироваться. Есть спортивные тусовки, и они гораздо привлекательнее. На соревнованиях у нас очень классная атмосфера. Каждое соревнование — встреча с товарищами, которые становятся твоими соперниками в спортивной борьбе, что не мешает нам оставаться друзьями.
Читайте также:
Пришлось рвануть за Роналду. Ваня Дркушич готовится к дебюту в составе сине-бело-голубых
Статистик матчей СКА. Дмитрий Чепелев утверждает, что красиво выведенная цифра — поэзия
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 53 (7875) от 26.03.2025 под заголовком «Универсальные атлеты с «червями» на плечах».
Комментарии