Анатолий Давыдов: Скучаю без свистка

Этим летом полувековой юбилей отмечает Академия «Зенита», прежде носившая название «Смена».

Анатолий Давыдов: Скучаю без свистка | Фото Вячеслава Евдокимова/fc-zenit.ru

Фото Вячеслава Евдокимова/fc-zenit.ru

К сожалению, последнее десятилетие получилось для школы не очень успешным, ее воспитанники не могут закрепиться в главной команде города. Что делается для изменения ситуации? Об этом наш корреспондент Леонид РОМАНОВИЧ поговорил с новым директором академии, чемпионом СССР-1984, бывшим тренером «Зенита», «Зенита»-2 и «Зенита-м» Анатолием ДАВЫДОВЫМ.

- Анатолий Викторович, вы теперь, получается, прошли всю зенитовскую вертикаль. Почему у «Зенита» все так плохо со своими воспитанниками?

- Ну я бы не сказал, что так уж все плохо. За «Зенит» сейчас выступают Денис Терентьев и Далер Кузяев, который попал в заявку сборной России на чемпионат мира. В других командах премьер-лиги тоже играют не так уж мало наших ребят: Игнатович, Могилевец, Евсеев, Марков, Гасилин, Терентьев, Ионов, Петров, Башкиров, Соснин. Больше двадцати наших выпускников играли в РФПЛ в завершившемся сезоне. Есть ведь разные ситуации. Если игрок не подходит первой команде, значит, ему нужно искать свою нишу, играть в команде, где состав не такой сильный и задачи не самые высокие. И не забывайте, что денежные средства за этих футболистов «Зенит» тоже получает.

- И все-таки вся зенитовская вертикаль создавалась не для того, чтобы кормить условные «Амкар» и «Урал». Когда возрождали «Зенит»-2, говорили, что это как раз та ступень, что необходима для подводки игроков к главной команде...

- Обкатывать молодежь действительно негде было, из молодежки очень трудно попасть сразу в первую команду. Больше того: когда мне передали «Зенит»-2, многие ребята из молодежки сразу попали в первый дивизион, минуя второй, и для кого-то это было сложно.

- Думаю, можно играть и в ФНЛ. Да, там команды намного опытнее, перед ними и задачи стоят более серьезные, и нашим парням поначалу тяжело. Но думаю, что в следующем сезоне будет проще - они уже набрались опыта и поняли, что это за турнир. Команда будет выглядеть уже по-другому.

- Есть мнение, что «Зениту»-2 не хватает прослойки опытных игроков...

- Да, согласен, этот вопрос я поднимал еще будучи тренером. Нужно выстроить хребет-вертикаль, центральный костяк: вратарь, центр обороны, центральный полузащитник и нападающий. Оттуда пойдет уже прирост молодых, которые будут давать скорость и азарт. А ребята постарше передают свой опыт: молодые на них смотрят, чему-то учатся, какие-то подсказки идут. Эта прослойка нужна, однако не нужно никого покупать. Мы рассчитывали, что за нас будут играть Терентьев, Богаев, Карпов, Панюков. Но Панюков присоединился не сразу, Саша Анюков получил травму, Карпова отдали в аренду, у Терентьева тоже были травмы... В целом, я считаю, мы поступили правильно. С возвращением Сергея Фурсенко была поставлена задача: играть должны свои ребята.

- Детские тренеры высказывали мнение, что в зенитовской молодежке слишком быстро происходит смена поколений. Ребята играют полтора года в молодежке, и потом их «выбрасывают», то же самое происходит в «Зените»-2.

- Не согласен. За счет чего можно удлинить процесс? Оставить ребят еще в молодежке? При мне они там проводили от двух до трех лет. Если ребята проявляли себя, они шли наверх раньше, тот же Канунников попал в состав быстро. Иногда полгода достаточно, чтобы увидеть рост игрока, а кто-то чуть медленнее развивается. Но если человек вообще не прогрессирует, то нужно искать какие-то другие варианты продолжения карьеры. И никого мы не выбрасываем на улицу. Клуб дает игроку возможность проявить себя, например, в команде второго дивизиона или в другой команде первого дивизиона. У нас есть координаторы: Саша Кержаков, который занимается переходом игроков и их развитием, Влад Радимов, который больше занимается «Зенитом»-2, Саша Макаров, который следит за молодежкой. Это достаточно опытные ребята, и контакт между координаторами и тренерами довольно тесный.

- А чье слово становится решающим?

- В минувшем сезоне всем, что идет по линии академия - молодежка - «Зенит»-2, занимался прежде всего Вячеслав Малафеев. Плюс молодежный департамент, если говорить о глобальных вопросах, активно курирует Максим Митрофанов. У нас очень большие планы по реконструкции всей нашей академии.

- Уже была одна глобальная реконструкция: десять лет назад при Хенке ван Стее. Результат получился не самый лучший...

- На самом деле с Хенком связано немало хорошего, в организационном плане он очень много сделал. Другое дело, что по методике работы, по контакту с тренерами у него возникали трудности. Хотя мне об этом трудно говорить - я в то время с ним не пересекался. Сейчас у нас как раз разрабатывается единая система тренировочного процесса, все упражнения заводятся в компьютерную систему. Если упражнение дает ощутимый результат, тренеры его применяют, нет результата - мы его убираем из системы, ищем другое. Таких упражнений, вы понимаете, не пять и не десять, а огромное количество - и тренеры могут выбирать из них.

- А система тестирования игроков в академии есть?

- Конечно! Мы сейчас хотим делать вообще сквозной анализ, начиная с приема и отбора футболистов. Медицинские данные, качества игрока при просмотре, тестирование, рост по всем группам. Записываются игры, причем выхватываются только действия одного футболиста. Все это идет в эту систему. И когда тренер принимает команду, он может каждого игрока посмотреть. Большая работа, у нас сейчас плачут наши программисты. Но современная академия без этого существовать не может.

- Есть ли при подготовке игроков у «Зенита» своя философия и свой стиль? Вроде того, что мы видим в «Барселоне»?

- Да, есть философия, которой академия придерживается. Ведь чем всегда отличался «Зенит»? Скоростная игра, хорошие фланги, передачи в штрафную, быстрый переход из обороны в атаку. Так всю жизнь «Зенит» играл! Пять раз футболист ошибется, но два раза отдаст голевую передачу. А у нас многие в детских командах как играют: нападающий выходит один на один с защитником в штрафной - и не обыгрывает, а почему-то убирает мяч под себя. Куража нет, детской раскрепощенности, все боятся ошибиться - вот это надо возрождать! И сейчас все наши тренеры первое что требуют: ребята, играйте вперед, обыгрывайте!

- Допустим, академия работает в этой зенитовской философии. Но что если в главную команду поставят тренера с другой философией? Получается, воспитанники своей академии ей не будут подходить по стилю?

- Философия нашего скоростного футбола должна проходить через все команды. Тогда она не сломается!

- А когда нарушилась эта связь с главной командой?

- Если мы проанализируем, то перелома не было. Морозов, Петржела, даже я, когда работал, - все было в этом стиле, тактика и идеология сохранялась. И вот отсюда надо идти, подбор упражнений в академии тоже должен быть связан с этой философией.

- Зенитовская академия несколько лет назад вернулась к практике игры в чемпионате города возрастом на год младше. Это оправданно?

- Да, плюсы есть. Все-таки техническое и тактическое оснащение наших ребят повыше, чем у большинства соперников в городе. Есть неплохие команды: «Коломяги», «Алмаз-Антей», с которыми есть борьба, но все-таки разница ощутима. Первый-второй год набора мы играем год в год, а дальше ставим уже младших ребят. Понятно, что любой тренер заботится о результате, но для нас главное - развивать игроков, а это возможно только при сопротивлении. Однако в матчах против СШОР «Зенит» мы всегда играем год в год, одним возрастом с ними - здесь силы равны.

- В чемпионате города есть еще одна проблема, о которой говорят все детские тренеры: ребята слишком рано играют на большом поле...

- Да, сейчас у нас до 12 лет ребята играют на полполя, в формате 8+1, а с 12 лет они уже на большом поле. Обсуждается, что в этом возрасте им нужно играть в другом формате - от штрафной до штрафной. Но лично я в большие перемены здесь не верю. Что, 14-летним ребятам на полполя играть? Это уже перебор. В этом возрасте уже выстраивается тактика, игроки находят свои позиции на поле.

Скорее, есть другая проблема, как раз недавно этот вопрос поднимался на совещании в Москве: слишком много игр. 70 - 80 матчей ребята за год проводят! Может быть, от какого-то турнира можно отказаться ради тренировочного процесса. Или, если нужна игровая практика, побольше проводить международных турниров. Они более информативны: мы понимаем, где и в чем мы отстаем.

- А в чем отстаем?

- Во многом - вы что, первую сборную не видите? Хотя у детей разница на самом деле невелика, в основном мы проигрываем чуть позже.

- Как у академии налажено взаимодействие с филиалами? С одной стороны, талантливого парня хочется взять к себе, но при этом ослабляются команды филиалов...

- Это вопрос существенный - мы стараемся работать гибко. Два раза в неделю приглашаем ребят, тренируем и смотрим их, вместе с ними приезжают тренеры из филиалов. Плюс еще по воскресеньям проходит турнир филиалов - там тоже всех просматриваем, ставим какие-то акценты. И только если уж парень совсем талантливый, можем его забрать в академию - лет после девяти.

- А как выстроена система передачи возрастов? Раньше ведь один тренер вел возраст целиком, от звонка до звонка...

- Да, так и было, я это еще застал, брал у Василия Костровского тех же Быстрова, Денисова, Аршавина. Они работали по десять лет. Сейчас проходит два года - и происходит смена. Точнее, не совсем так: у нас каждый возраст ведут по два тренера - один из них обязательно меняется, а другой может и остаться. Может быть, лучше и подольше работать, по три года на каждый возраст. Мы это тоже обсуждаем, изменения возможны. Но одни тренеры могут работать только с маленькими, другие - только с большими. Кому-то не хватает внутренней энергетики, кому-то знаний.

- Как сейчас обстоят дела с инфраструктурой академии? В свое время «Зенит» на нее не поскупился...

- Планы серьезные. Будет замена манежа - это непростой процесс. Есть большое желание перенести школьное обучение наших ребят на нашу территорию, чтобы они не теряли времени, не ходили туда-сюда, а был закрытый цикл.

- Вы как директор больше занимаетесь административной работой или методически тоже курируете процесс?

- И методически тоже. Присутствую обязательно на всех собраниях тренеров: мне очень интересно, как они рассуждают, о чем беседуют. Мы встречаемся с Иваном Шабаровым, который отвечает у нас за старшие возраста, и с Василием Костровским, который курирует младшие, обсуждаем какие-то моменты. Наверное, это приводит к определенным подвижкам в методике... Для меня это, конечно, проще. А вот если идут какие-то дела бумажные, я далеко не все понимаю - нередко прошу помочь Максима Львовича Митрофанова... Но, конечно, после тренерской работы непросто окунуться во все эти дела. Мне до сих пор хочется взять свисток, это моя жизнь, я же не выкину ее?

#Зенит #академия #юбилей #интервью

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (6211) от 08.06.2018.


Комментарии