А был ли Мальцев?

Российские синхронисты не смогли добыть историческое «золото» в дебютном миксте на чемпионатах мира в Казани. Наш земляк Александр Мальцев и Дарина Валитова уверенно лидировали после предварительных соревнований, отлично выступили и в финале, но судьи все же оставили их на втором месте с минимальным отставанием от американского дуэта Кристина Джонс – Билл Мэй.

А был ли Мальцев? | ФОТО wellphoto/shutterstock.com

ФОТО wellphoto/shutterstock.com

Телезрителям эти соревнования могли запомниться не только сомнительным арбитражем, но и еще более сомнительным комментарием в эфире «России-2», где Дмитрий Губерниев призывал немедленно разоблачить заговор, тренер сборной по синхронному плаванию Татьяна Покровская ему подыгрывала («Дрогнули. Дрогнули судьи. Дрогнули. И я даже знаю, почему. Это несправедливо. Так нельзя».), а зашедший на огонек министр спорта Виталий Мутко вяло пытался вернуть комментарий в рабочее русло.

Между тем на самом деле повода для скандала нет – наши «Семнадцать мгновений весны» были хороши, но российская пара уж точно не была наголову выше американской. При этом на судей, конечно, повлияло несколько факторов. Здесь и огромный авторитет 36-летнего Билла Мэя, который практически в одиночку долгие годы отстаивал перспективы мужского синхронного плавания – а репутация во всех оценочных видах спорта играет не последнюю роль. Здесь и постоянные, утомившие всех победы российских синхронисток. Если немного подумать, то становится ясно – нынешнее «серебро» полезно для всего синхронного плавания, в том числе даже и российского. Не дело, когда в одном виде побеждают представители только одной страны. Кстати, после соревнований эти причины отметил и Виталий Мутко: «Сегодня у нас был дебют микста в синхронном плавании. Здесь очень сложно, пары равные. Мальцев и Валитова шесть месяцев всего работают и взяли «серебро». Американцы 15 лет работают над этим, из-за этого американского парня и выделили, дань уважения такая, что он пробивал этот вид спорта».

«Вполне возможно, что на судей давил авторитет Билла Мэя, – согласен с министром Александр Мальцев. – Все-таки заслуженный человек, можно сказать, основоположник нашей дисциплины». Есть и еще один момент: какими критериями руководствоваться. Та же Татьяна Покровская как профессионал воспринимает смешанную дисциплину ровно так же, как парное синхронное плавание у девушек. Между тем в данном случае со стороны виднее. Идея микста в любых видах спорта состоит в принципиальном различии между мужчиной и женщиной, в демонстрации этого различия. Вероятно, здесь нужен меньший упор на синхронность, требуется больше выбросов-поддержек, как в парном фигурном катании.

Словом, это должно быть не столько синхронное, сколько художественное плавание. Кстати, переименование этого вида, о котором говорили перед чемпионатом мира, откладывается. Может быть, и правильно, но все-таки по крайней мере микст должен развиваться в этом направлении. У нас же порой только плавательный мундир Мальцева позволял в бассейне отличить его от партнерши, так что постоянно возникал вопрос: а есть ли мальчик? Впрочем, посмотрим – впереди еще произвольная программа (вторник и четверг), и там наверняка будет больше творчества.

Еще одним важнейшим событием первых дней стало триумфальное возвращение после рождения ребенка Натальи Ищенко. Наша трехкратная олимпийская чемпионка убедительно взяла свое «золото» вместе со Светланой Ромашиной, которая перед этим выиграла еще и сольную программу. Обе теперь 17-кратные чемпионки мира, но, конечно, из Казани они уедут с еще более богатыми коллекциями. При этом появление смешанных дуэтов даже в нашу сверхтитулованную пару вдохнуло новую мотивацию.

– До сих пор остаюсь при своем мнении: синхронное плавание – женский вид спорта, – говорит Светлана Ромашина. – Синхронное плавание – это грация, чистота линий. Сейчас в выступлениях смешанных дуэтов этого не видно. Меня не уговорят выступить в паре с представителем сильного пола. К счастью, на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро будут соревноваться привычные дуэты. Надеюсь, что мы с Наташей Ищенко продемонстрируем всю красоту нашего вида спорта.

В прыжках в воду наши успехи пока скромны. Все выигрывают китайцы, у россиян только одна «бронза», которую добыли на 10-метровой вышке Роман Измайлов и Виктор Минибаев, в последнем прыжке упустив второе место. Впрочем, наши ударные дисциплины в этом виде спорта еще впереди.

В плавании на открытой воде Евгений Дратцев ограничился «деревянной» медалью, проиграв касание ставшему бронзовым призером итальянцу Маттео Фурлану. «Для меня неудачно сложился финиш, – объяснил Евгений. – Почти в финишном створе один из соперников просто лег мне на ноги. Я не смог ускориться и поработать ногами, чтобы выиграть касание у итальянца, который стал третьим. Хотя я видел, что сильнее его». Российская сторона подала протест, однако его отклонили. Пожалуй, вполне разумно: подобные «зарубы» на финише в плавании на открытой воде – обычное дело. В то же время нельзя не отметить, что на домашнем чемпионате мира судьи россиянам уж точно не помогают.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 136 (5509) от 28.07.2015.


Комментарии