7x7: в Петербурге завершается Европейский турнир специальной олимпиады по футболу

Одно из основных соревнований спортивного календаря в этом году приурочено к 50-летию Специального олимпийского комитета.

7x7: в Петербурге завершается Европейский турнир специальной олимпиады по футболу | Иллюстрация djmilic/shutterstock.com

Иллюстрация djmilic/shutterstock.com

В футбольных баталиях участвовали 16 команд из 13 стран.

С первого взгляда не удалось обнаружить никакой разницы с обычными городскими любительскими турнирами, регулярно проходящими в том же ДСИ «Зенит». Обычный футбол 7x7 на полполя, те же правила - никаких особых нюансов для игроков с умственными отклонениями не существует. Да и уровень игры в первом увиденном мной матче Литва - Черногория (4:5) примитивным никак не был - неплохие скорости, финты, удары в касание. Почти на том же уровне борьба проходила и в другом матче дивизиона A Россия-1 - Словакия (2:4).

- Да, сильнейшие наши ребята иногда играют в обычных любительских турнирах, - подтвердил главный организатор турнира координатор сборных России Денис Гутников. - Но у нас главная задача, чтобы могли играть все. И на этом турнире команды разбиты на дивизионы, чтобы команды разных способностей могли проявить себя. В первый день прошла квалификация, а дальше соревнования проходят уже внутри дивизионов.

Под словом «способности» понимается, конечно, не футбольный талант, а уровень отклонений. Диагноз-то у всех более-менее один (умственная отсталость), а вот степень разная. Команды стараются формировать более-менее однородными по этому принципу, однако даже на главные европейские турниры вроде петербургского могут попасть далеко не самые «способные».

- У нас в России на отборочных соревнованиях принята такая система: среди победителей разных дивизионов проходит жеребьевка, которая и определяет, кто едет на международный турнир, - объяснил мне Денис Гутников. - Конечно, здесь есть недостатки: команда может пахать весь год, выиграть за явным преимуществом, а дальше поедут ребята из четвертого дивизиона, которым просто повезло. Зато шанс получают все...

Правда, на турнире в Петербурге совсем слабых команд от России увидеть не довелось. Выигравшие отбор парни из Ленобласти оказались в дивизионе A, а Россия-2 (Петербург) и Россия-3 (Вологда) сражались во втором дивизионе на довольно неплохом уровне. Но, приглядевшись, замечаю некоторые проблемы даже в игре «элитных» команд. С техникой и ударами-то все в порядке, а вот потери концентрации и неудачный выбор позиции происходят слишком часто. Ну а когда на поле выходят команды из третьего-четвертого дивизионов, разница становится очевидной.

А еще все происходит удивительно корректно - ни грязных подкатов, ни жестких стыков, ни конфликтов на поле, ни даже разговоров на повышенных тонах, не говоря уж о нецензурной лексике. Я бы сказал, такой культуре и нашим профессиональным футболистам стоит поучиться. В перерывах между матчами участники активно общаются между собой - шутят, смеются. Словом, никакого гнетущего впечатления.

Правда, в общении с журналистом такая же раскованность остается далеко не у всех. Ребята из белорусской сборной, собранные из разных коррекционных школ страны, разговаривать готовы, но ответы большей частью односложные. «Да, мы выиграли отбор у себя в стране и приехали сюда», «да, тренируемся часто, каждый день»...

Зато лидер сборной Латвии 21-летний двенадцатиклассник Дайнис из Елгавы с прессой общается свободно, несмотря на определенный языковой барьер.

- У нас отличная команда, можно сказать - «дрим-тим», собраны ребята из разных городов. Регулярно ездим на международные турниры, недавно были в Бельгии. Сам я в футболе очень давно, с восьми лет, тренируемся два-три раза в неделю. А еще я записался в обычный любительский клуб, не по спецолимпиаде, там настоящий футбол на большом поле.

Если в Латвии и Белоруссии команды составлены в основном из учеников коррекционных школ, то в России подход несколько иной: упор больше делается на выпускников.

- Это ведь очень важно для социализации, - объясняет мне Денис Гутников. - Школьники и так вместе, под присмотром. А выпускникам что делать? На работу их обычно не берут. И что, сидеть дома и тихо спиваться? А так они регулярно тренируются, постоянно на связи...

Тренерами же практически во всех странах работают преимущественно учителя физкультуры из коррекционных школ, делают это в подавляющем большинстве случаев на общественных началах. Притом что работа здесь труднейшая, особенно в слабейших группах, где одно и то же приходится объяснять по нескольку раз. Тем более что вся спецолимпийская программа, даже на уровне главных европейских соревнований, это все-таки массово-любительский спорт. Хотя и среди спортсменов с отклонениями есть свои профессионалы - их соревнования носят уже паралимпийский статус, и подход к тренировкам и отборам там уже совсем другой.

Ну а в самой массовой форме спецсоревнований принять участие может вообще любой человек. В последние годы все большую популярность набирает «юнифайд-спорт», где в одной команде с «атлетами» (спортсменами с отклонениями) играют «партнеры» (обычные люди). Нередко при этом партнеры выступают еще и благотворителями, помогая командам финансово, но это совсем не обязательно - в Специальном олимпийском комитете России рады всем. Ведь в плане социализации юнифайд-турниры еще полезнее, чем обычные соревнования спецолимпийской программы.

Материал был опубликован в газете под № 075 (6184) от 26.04.2018 под заголовком «Футбол без подкатов».

#футбол #турнир #болезнь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 075 (6184) от 26.04.2018.


Комментарии