37‑летний Кержаков по‑прежнему в зенитовских воротах, но нынешний сезон может стать для него последним
Первый матч за главную команду «Зенита» вратарь Михаил Кержаков провел в феврале 2005 года еще при главном тренере Властимиле Петржеле и до прихода в клуб нынешнего генерального спонсора. Сейчас кажется, что было это в какой‑то другой жизни — по крайней мере футбольной.
ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС
Михаил КЕРЖАКОВ
Родился 28 января 1987 года в Кингисеппе
Воспитанник СШОР «Зенит»
Рост — 191 см
Вес — 82 кг
Игр за «Зенит» — 130
Минут за «Зенит» — 11 499
Пропущено голов — 98
Выступал также за команды «Волгарь» (Астрахань), «Алания» (Владикавказ), «Волга» (Нижний Новгород), «Анжи» (Махачкала), «Оренбург».
До ворот «Зенита» Михаил добирался довольно долго, маршрут получился совсем не линейным — скорее, наоборот, избыточно извилистым. Достаточно сказать, что с того самого дебютного матча во времена Петржелы на сборе в Марбелье до первого официального матча Кержакова за сине-бело-голубых прошло десять лет — по футбольным меркам, тоже практически целая жизнь. За это время голкипер поиграл за ульяновскую «Волгу», «Волгарь-Газпром» из Астрахани, владикавказскую «Аланию», нижегородскую «Волгу» и махачкалинский «Анжи». По карьере голкипера в тот момент вполне можно было изучать футбольную географию России, и в какой‑то момент казалось, что в ворота «Зенита» Михаил уже не вернется. Но это возвращение все‑таки состоялось.
Хотя поначалу дорога в «Зенит» вовсе не выглядела для Михаила замысловатой, так как путь был в каком‑то смысле проторен. Ведь перед глазами был пример старшего брата Александра, который в 18 лет дебютировал в петербургской команде, а к появлению в ней Михаила уже был игроком сборной России и одним из лидеров «Зенита». Однако разница в ситуациях двух братьев оказалась все‑таки слишком ощутимой. И дело даже не столько в том, что за четыре года (а именно такова разница в возрасте между Александром и Михаилом) очень изменился петербургский клуб и в нем уже не было давшего когда‑то Кержакову-старшему уникальный шанс Юрия Морозова. Главная проблема состояла в игровом амплуа Михаила, который в отличие от брата был вовсе не форвардом. О причинах своего выбора сам он позже рассказывал с улыбкой: «А другой возможности у меня и не было. Александр был нападающим и все время ставил меня в ворота отбивать удары, потому что я младше. Так и пошло. В детстве мы ведь даже прямо у себя в квартире играли. Был у нас маленький мяч, и однажды мы им расколотили сервант в щепки. Но больше мебели не пострадало, так как брат вскоре уехал в Петербург».
Однако этот отчасти вынужденный выбор игрового амплуа Михаила очень сказался на продолжительности его пути в «Зенит». Ведь в момент его первого появления в команде за место основного голкипера как раз конкурировали Вячеслав Малафеев и Камил Чонтофальски, и пробиться в основной состав кому‑то третьему было просто нереально. Даже тот самый дебют Михаила Кержакова во время предсезонного турнира в Марбелье, о котором мы уже упоминали, случился когда оба основных вратаря отправились в свои национальные сборные. Так что стремительного прорыва в основной состав «Зенита» по примеру старшего брата у Михаила получиться просто не могло, и его дальнейшие футбольные скитания были отчасти предопределены заранее.
В Петербург он в итоге вернулся только летом 2015 года, и то вовсе не с перспективой стать в «Зените» «номером один». Все‑таки многолетние перемещения по России стали фактором, из‑за которого к младшему Кержакову в футбольных кругах стали относиться чуть снисходительно: мол, да, неплохой вратарь, но не герой. И с такой репутацией очень трудно было добиться того, чтобы клуб с амбициями «Зенита» сделал на него основную ставку. В итоге за время действия своего контракта Михаил не только съездил в аренду в «Оренбург», но и почти по сюжету зиц-председателя Фукса из Ильфа и Петрова за несколько лет посидел на скамейке в «Зените» и за Юрием Лодыгиным, и за Андреем Луневым, и даже за Станиславом Крицюком.
В роли резервного голкипера Кержаков был для тренеров едва ли не идеальной фигурой — с одной стороны, надежный голкипер, на которого в случае чего всегда можно положиться, а с другой — человек, по свойствам своего характера просто органически неспособный негативно влиять на атмосферу в команде. Но вот в основном составе Михаил в итоге появлялся совсем нечасто. Хотя эти появления и были отчасти знаковыми: в сентябре 2015‑го — дебют в основной команде «Зенита» в матче Кубка России против тверской «Волги», в том же месяце — первый в карьере матч Лиги чемпионов против «Гента», осенью 2016‑го — матч премьер-лиги против «Амкара», в котором он наконец‑то впервые вышел на поле в официальной игре вместе со старшим братом. Но все равно это воспринималось только эпизодами — пусть и историческими событиями в карьере самого вратаря, но лишь штрихами в летописи «Зенита».
По сути, основным голкипером в петербургском клубе Михаил Кержаков стал лишь в сезоне-2020/21, когда провел 18 матчей в чемпионате России и все шесть игр команды Сергея Семака в Лиге чемпионов. Выходит, путь в ворота «Зенита» занял у Михаила больше 15 лет — история, по‑своему совершенно удивительная, которая становится еще более необычной, если добавить, что осенью 2022‑го в возрасте 35 лет он впервые был вызван на сбор национальной команды России, притом что его старший брат уже в 19 играл за сборную на чемпионате мира в Японии. Очень разными получились у Александра и Михаила не только игровые амплуа, но и спортивные судьбы.
Сегодня Михаил Кержаков продолжает подготовку к сезону в составе «Зенита». По периоду, в течение которого его имя связано с петербургским клубом, он уже обошел всех своих великих предшественников — и Леонида Иванова с Вячеславом Малафеевым, первый и последний матч которых в составе «Зенита» разделили 17 лет, и Михаила Бирюкова с его 12‑летним зенитовским «стажем». Так что в летопись клуба Кержаков-младший точно вошел уже сейчас. И, наверное, даже за сам по себе этот факт он достоин чуть более внимательного отношения, чем это было прошлым летом, когда переподписание нового годичного контракта «Зенита» с ним состоялось лишь в раздевалке команды после матча последнего тура РПЛ. Чувствовался в этом осадок той самой легкой снисходительности, которая сопровождала вратаря на протяжении большей части его карьеры. И которой он со своим отношением к жизни и к футболу совершенно точно не заслуживает.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Виталий КАФАНОВ, тренер вратарей сборной России: «Я бы хотел, чтобы Миша еще поиграл. Бывает такое, когда игрок играет и напрашивается момент, что пора заканчивать. У Миши я этого не вижу. Он как хорошее вино — с каждым годом все лучше и лучше, надежнее и надежнее, редко ошибается. «Зениту» он пригодится — может выйти и выручить. Такие игроки важны для клуба и раздевалки. Миша в нужный момент выходил, выручал — и садился на скамейку запасных. Это тот редкий случай, когда каждый тренер мечтает о том, чтобы в его команде был такой вратарь, как Кержаков».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 37 (7613) от 29.02.2024 под заголовком «Рекорд в воротах ».
Комментарии