Как бизнес менял облик Северной столицы в начале XX века

В начале ХХ века Общество взаимного кредита печатного дела собиралось застроить участок в самом сердце столицы Российской империи, в двух шагах от триумфальной арки Главного штаба. Даже начавшаяся Первая мировая война не помешала в сентябре 1914 года объявить конкурс архитектурных проектов. Если бы, как все верили, мир наступил до зимы, сейчас наш город украшал бы еще один образец коммерческой эклектики.

Как бизнес менял облик Северной столицы в начале XX века | Основательность зодчих оказалась не ко времени. Иллюстрация (проект Д. Иофана и Г. Шапиро) - альманах «Зодчий», 1915 год

Основательность зодчих оказалась не ко времени. Иллюстрация (проект Д. Иофана и Г. Шапиро) - альманах «Зодчий», 1915 год

Банкирский участок тянулся сквозь весь квартал и выходил на набережную реки Мойки (Большая Морская ул., 4; наб. реки Мойки, 49). Корпорация-домовладелец объявила конкурс на лучший проект застройки, как указывалось в условиях, участка «неправильной формы». При этом существовавшие здесь дома XIX века предполагалось безжалостно сломать, чтобы освободить место под «многоэтажное на нежилом подвале здание».

В корпусе, выходящем на улицу, планировали разместить кредитно-банковские помещения (операционный зал, сейфы, кабинеты), а также магазины. Этот фасад решили не штукатурить, а облицевать натуральным камнем. Корпус со стороны набережной задумывался как традиционный доходный дом - с магазинами, квартирами, черной и парадной лестницами. С реки должен был быть устроен и единственный въезд на участок.

Чтобы рационально использовать «золотую» столичную землю, планировалось устроить подземный этаж «под всем зданием и двором» и разместить там вспомогательные помещения. Такое инженерное решение было к тому времени многократно опробовано в российской столице.

Число поступивших на конкурс проектов было рекордным - 80. Победу в этом непростом соревновании одержали художники-архитекторы Д. М. Иофан и Г. И. Шапиро - первая премия и 1300 руб. на двоих (за вычетом обычного процента в пользу организовавшего конкурс Петроградского общества архитекторов). Дмитрий Иофан - брат гораздо более известного зодчего Бориса Иофана. Дмитрий Иофан уже имел опыт работы с финансистами, его самое знаменитое творение (в соавторстве с Сергеем Серафимовым) - здание Главного казначейства на Фонтанке (ныне Северо-Западное главное управление Банка России).

Получивший вторую премию И. А. Фомин не в полной мере справился с планировкой: «почти во всех помещениях первого этажа замечается недостаток света», а некоторые проходы и лестницы слишком узки. В этом проекте также задуман круглый вестибюль, но меньшего масштаба («слишком мал по размерам») и недопустимо далеко отстоящий от входа.

Третье место досталось М. Х. Дубинскому, добившемуся удачного расположения лестниц и взаимосвязи хорошо освещенных помещений, но не сумевшему достичь «красоты и парадности» входа в здание.

Это интерьеры, а что же внешний облик здания? Удивительно, но почти все авторы, проектируя фасад, «не считались с рядом расположенной аркой Главного штаба». В большинстве проектов использован ренессансный колоссальный ордер - колонны тянутся на высоту нескольких этажей. Удачнее всех фасадную композицию в этом духе создал И. А. Фомин, спроектировавший, по мнению судей, «очень хороший фасад». Четыре гладкоствольные колонны обрамлены пилястрами, на фоне которых установлены скульптуры, олицетворяющие книгоиздание. М. Х. Дубинский применил сходный мотив, но «несколько измельчил» фасад.

Пожалуй, самый грандиозный экстерьер предложили соавторы, завоевавшие первое место. Они применили муфтированные колонны, ствол которых как бы прорастает сквозь вертикальный ряд прямоугольных блоков (муфт). Над колоннами установлены статуи в античных одеждах высотой в полтора человеческих роста. Нет слов, от фасада веет солидностью, основательностью - но вот насколько он допустим в непосредственной близости к классицистической арке Росси?

Если бы проект был осуществлен, мы бы рассматривали сейчас это здание как наглядное свидетельство - как бизнес наступал на прежние символы империи. Военная доблесть и бюрократия сдавали позиции, а финансисты чувствовали, что приходит их время. Но Первая мировая сперва затянулась, а потом обернулась для страны катастрофой. Проекты банков и доходных домов отложили, а потом и вовсе навсегда оставили в чертежах. Новой власти были нужны совсем другие здания...

#застройка #история #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 154 (6253) от 23.08.2018 под заголовком «В тени триумфальной арки».


Комментарии