Учитель гармонии

В конце прошлого года Петербург посетил известный французский архитектор, сооснователь бюро Valode & Pistre Жан ПИСТР. Мэтр принял участие в дискуссии в рамках проекта «Лахта View», где изложил свои взгляды на современную организацию городов.

Учитель гармонии | Иллюстрация Zacky24/shutterstock.com

Иллюстрация Zacky24/shutterstock.com

Бюро, основанное в 1980-м Жаном Пистром совместно с другим известным архитектором Дени Валодом, имеет в активе такие знаковые не только в масштабах Франции проекты, как Музей современного искусства (открыт в 1990) в Бордо, штаб-квартиры компаний национальных авиа- и газовых компаний, соответственно, Air France и Gaz de France, французских филиалов международных корпораций Shell и Johnson & Johnson. Кроме того, Д. Валод и Ж. Пистр - авторы здания Университета Леонардо да Винчи в деловом пригороде Парижа Ла Дефанс.

В нашей стране бюро мэтра Пистра спроектировало 52-этажную башню «Исеть» в Екатеринбурге. Пока высотка на Лахте не будет построена, екатеринбургский гигант, завершенный в 2016 году, останется самым высоким северным небоскребом в мире. В настоящее время бюро занимается около 40 проектами в различных государствах, но на Францию приходится примерно 70% заказов.

Как считает мэтр, в современной архитектуре основное внимание обращено на связь объектов с человеком и окружающей городской средой. Например, на его родине квартиры в высотных зданиях не считаются престижными, а в Сингапуре 25-этажные дома - это просто рядовая застройка, которая совсем не отпугивает покупателей жилья.

Господин Пистр привел в пример один из офисных небоскребов в Дефансе. Здание хоть и велико само по себе, но по масштабу проигрывает окружающей застройке, которая сплошь состоит из высотных гигантов аналогичного назначения. Зодчие придумали «икону проекта» (наши девелоперы назвали бы ее фишкой) - увенчали здание, как сказал Пистр, «короной». В результате оно выделяется и запоминается, что и требовалось заказчику.

В другом деловом здании для французской компании, производящей энергосберегающее оборудование, «иконой» стали зимний сад и сама форма постройки - оригинальный кристалл вместо привычной башни.

Еще пример из его практики - проект стадиона в Лилле на севере Франции, почти на границе с Бельгией. «Мы хотели, чтобы арена была дружелюбна по отношению к городу. Основным элементом, который помог достичь этого эффекта, стал стеклянный фасад», - пояснил Жан Пистр.

Другой пример такой архитектуры - выставочный центр короля Мухаммеда Шестого в Касабланке (Марокко). Там удобство посетителям создает крытый коридор между выставочными холлами. В российском же Сколкове решением для объединения людей и пространств стала организация атриума.

Каждый архитектор рад крупному проекту. Но бывает, что масштаб угнетает даже профессионала. Например, бюро проектировало выставочный центр в городе Шэньчжэнь (КНР) с 11-миллионным населением. «Это огромный объект протяженностью 2 километра, для перемещения по нему открыты три станции метро, просто нечеловеческий масштаб», - сказал Жан Пистр.

В петербургской лекции мэтр сделал акцент на сохранении в северной столице России архитектурной гармонии. «В таком исторически сложном и гармоничном городе важно найти локальные точки, подходящие для реализации современных объектов. Новые постройки могут быть хорошо восприняты, если взаимодействуют с контекстом, со своей средой», - заметил зодчий.

#Жан Пистр #архитектура #градостроение

Комментарии