«Три богатыря» Таврического сада

В начале XX века в России готовились отмечать ряд знаменательных юбилеев, связанных с военными событиями, – от тысячелетия похода князя Олега на Царьград до столетия победы над Наполеоном. «Первой ласточкой», зримо возвещавшей петербуржцам о грядущих юбилеях, стал суворовский музей (ныне – Государственный музей им. А. В. Суворова), ярким пятном выделявшийся в выверенном петербургском ландшафте своими фортификационными мотивами.

«Три богатыря» Таврического сада | «Кремль» мог бы стоять в центре Петербурга.

«Кремль» мог бы стоять в центре Петербурга.

К строительству суворовского музея только-только приступили, а уже с высоты престола последовало повеление об устройстве общего военного музея, где предполагалось собрать предметы, повествующие об истории с глубокой древности. Император Николай II рассчитывал, что новое собрание будет «отвечать как военно-научным, так и патриотическо-воспитательным целям». Был образован комитет по устройству Русского военно-исторического музея, объявлен конкурс на проект здания. Располагаться оно должно было рядом с суворовским у Таврического сада, развивая, как сказали бы сегодня, «кластер».

Итоги творческого состязания подвели в 1908 г. Первое место занял проект «Три богатыря» архитектора Владимира Александровича Покровского. Судейское жюри отметило, что автор ближе других участников конкурса подошел к воплощению основной идеи – создать здание, как по внешнему облику, так и по внутренней отделке достойное назначения музея и представлявшее «полную гармонию содержимого с содержащим».

План музейного здания скомпонован в соответствии с традициями древнерусского «палатного строения», когда постройки как бы разбросаны в живописном беспорядке – по словам Покровского, «отдельными группами вроде старинных русских укрепленных городков». Членам жюри музей навеял образ московского Коломенского дворца царя Алексея Михайловича, разновеликие объемы которого в начале XX в. можно было увидеть лишь в изображениях. Он обветшал и был разобран во второй половине восемнадцатого века, но уже в наши дни воссоздан. Отмечалось, что видимая сложность плана музея нисколько не препятствует движению посетителей.

Высокие крыши-шатры, многочисленные башни и башенки должны были придавать музею острый динамичный силуэт. Особой фортификационной суровостью выделяется здание арсенала, которое архитектор спроектировал в отдельном корпусе. Опоясанный зубчатой крепостной стеной прямоугольник арсенала по внешнему периметру укреплен контрфорсами, как бы поддерживающими и без того мощные глухие стены.

Башня, возвышающаяся над арсеналом, – словно реплика Спасской башни Московского кремля с ее шатром, часами и зубцами. Соседний корпус, соединенный с арсеналом переходами, носит более «мирный» характер. Здесь окна в резных «московских» наличниках, аркатура, каменная резьба, «дворцовые» парадные входы.

Интерьеры разнообразны. Залы в духе «русского терема» соседствуют с классицистическими помещениями с их статуями в нишах в обрамлении колонн. В центральном помещении арсенального корпуса должен был располагаться крупный макет крепости-монастыря под защитой высоких стен, расположенных уступами наподобие горы. Вокруг этой композиции разместили бы пушки – словно бы осада твердыни в самом разгаре... В других залах, судя по проектным чертежам, было намечено расположить помимо небольших по размеру экспонатов скульптуры или макеты конных воинов и макеты кораблей.

Подводя итог конкурса, судьи отметили, что проект Покровского следует воплотить в жизнь без изменений – так он хорош, а всякие попытки переделок «окончатся неудачным разрешением вопроса».

Однако музейное здание так и не было построено. Что тому причиной? Может, сомнения специалистов в уместности сооружения такого яркого здания в старомосковском духе в строгом ландшафте Петербурга?

Приведем мнение, высказанное архитектором Николаем Львовичем Марковым на заседании Петроградского общества архитекторов уже в 1915 г. Оно относится к другому крупному столичному проекту Покровского в духе древнерусской архитектуры – стадиону на Ватном острове: «Хотя идея национальной архитектуры – вещь хорошая, но нельзя забывать, что Петроград носит настолько определенную физиономию и так богат красивыми зданиями, что вряд ли в нем уместен допетровский стиль».


#музей #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (5717) от 07.06.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новое поражение ЛенСпецСМУ в суде
30 Октября 2017

Новое поражение ЛенСпецСМУ в суде

Как сообщил читатель газеты Евгений Самойленко, эта история имеет продолжение. Владельцы соседних машиномест пошли по проторенной дорожке - два или три подобных иска уже лежат в суде.

Дорогое удовольствие
23 Мая 2017

Дорогое удовольствие

Усадьбу в Шуваловском парке ждет смена владельца

Выше, шире, дороже
23 Мая 2017

Выше, шире, дороже

Как спортивные объекты меняют облик Петербурга

 Счастье в телескопе
02 Мая 2017

Счастье в телескопе

К северу от перекрестка Пулковского и Волхонского шоссе развернулась стройка первых зданий крупного жилого микрорайона. Многоквартирные дома возводят по соседству с Пулковской обсерваторией...

Усть-Славянка в ожидании «транспортного коллапса»
14 Марта 2017

Усть-Славянка в ожидании «транспортного коллапса»

В Усть-Славянке готовятся ввести в эксплуатацию первые жилые новостройки. Между тем транспортные проблемы этой территории далеки от решения: проект расширения единственного выезда в сторону Петербург...

Новоселу - мирный атом
25 Января 2017

Новоселу - мирный атом

На Октябрьской набережной работает... ядерный реактор - экспериментальная установка расположена прямо посреди городской застройки. И если раньше ее окружали заводы, то сейчас тут растут жилые дома...

Суду дали отмашку
26 Декабря 2016

Суду дали отмашку

Выдано разрешение на строительство зданий Верховного суда на месте бывшего института прикладной химии на проспекте Добролюбова, 14. Высота главного корпуса достигнет 8 этажей, что беспокоит градозащи...

«ЛенСпецСМУ» перед судом
14 Сентября 2016

«ЛенСпецСМУ» перед судом

А ведь хороший он человек – петербургский предприниматель Вячеслав Адамович Заренков. И хозяин, можно не сомневаться, рачительный. И времени зря не теряет. Потому как потерянное время – это недополуче...