Главная городская газета

Сохраним

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Недвижимость

Про МЖК, кентавра и про дуб

«Санкт-Петербургские ведомости» продолжают серию публикаций, посвященных жилым домам, построенным в 1970 - 1980-е годы по индивидуальным проектам, и их современной жизни.... Читать полностью

На «Баррикаде»: как живется новоселам по соседству с фабриками?

О чем думают люди, когда покупают квартиры в «сером поясе»? Читать полностью

Деловые улицы Лахты

Вскоре должна начаться пробивка новых улиц вокруг небоскреба «Лахта-центр», который достраивается на берегу Лахтинской гавани. На днях город выбрал на эти работы подрядчика. Читать полностью

Дом на Короленко, 5: дважды герой неорусского стиля

На улице Короленко, 5, завершается строительство большого элитного жилого комплекса по проекту архитектурного бюро Евгения Герасимова. Время обсудить, что приобрел и что потерял облик исторического центра с этой новостройкой. Читать полностью

Новый «дачный» закон. Что внутри?

Садоводческая общественность заранее волнуется, ожидая, что их ждут не лучшие перемены. Читать полностью

«Лоскуты» и фасады. Что происходит с программой ремонта в Петербурге?

Стоит лишь раз глянуть на программу капитального ремонта жилых домов, и сразу ясно: это не городская программа, а сумма программ районных. Читать полностью
Сохраним | Проект гостиницы на Петроградской набережной, 24, с сохранением исторического деревянного дома начала XIX века. Репродукция. ФОТО АВТОРА

Проект гостиницы на Петроградской набережной, 24, с сохранением исторического деревянного дома начала XIX века. Репродукция. ФОТО АВТОРА

Шесть памятников против одной гостиницы - таково было соотношение скульптуры и архитектуры в повестке дня Градостроительного совета Петербурга. Впрочем, дотошные эксперты при обсуждении всех вопросов настаивали на необходимости выверенных архитектурных решений.

Начали с проекта гостиницы на Петроградской набережной, 24, который подготовило архитектурное бюро «Студия 44» Никиты Явейна. Указанный адрес прославился тем, что на нем находится двухэтажное деревянное здание, построенное в начале XIX века, каких в Петербурге остались единицы. Существует миф, что в этом доме жил Альфред Нобель; это заблуждение опровергнуто сотрудниками охраны памятников еще в довоенные времена - Нобель жил поблизости, около своего завода.

В 2001 году здание было включено в список вновь выявленных объектов культурного наследия, но год назад не признано памятником архитектуры и снято с охраны. Тогда градозащитные сообщества забили тревогу о судьбе дома, который на законном основании может быть снесен и заменен на новодел.

Явейн развеял опасения: выбран самый консервативный сценарий, который всегда предпочтительнее в Петербурге. Исторический дом будет сохранен, хотя в нем много аварийных конструкций. Об их состоянии и том, насколько сохранился брус, из которого сложены стены, можно будет определенно говорить после того, как с фасадов снимут современную облицовку. Сейчас для проектировщиков очевидны две вещи. Своды подвального этажа крепкие, их можно отреставрировать. Стены выше нулевой отметки нуждаются в консервационной пропитке, но в любом случае их придется «вывести из работы», вставив внутрь коробки здания металлический каркас. Сохранилась фотография 1920-х годов, по ней воссоздадут облик фасада, выходящего на Петроградскую набережную. Что касается фасада, смотрящего в Пинский переулок, то нет никакой иконографии, поэтому здесь архитекторы полагаются на свою интуицию и представления о петербургских домах позапрошлого века.

Сохранения старого дома, который станет отельным рестораном, потребовало проектирования Г-образного в плане здания. Гостиница высотой 10 этажей (28 метров) рассчитана на 135 номеров. Общая площадь здания - 10 тысяч кв. метров.

Авторы проекта предложили активный рисунок фасадов с декоративной кирпичной кладкой как отсылку к промышленной архитектуре прошлого и двухуровневую мансарду как напоминание о доходных домах Петроградской стороны.

Члены градсовета одобрили концепцию отеля, но предложили авторам подумать об упрощении рисунка фасадов, создании нейтрального облика здания. Особенно это касается «башни», примыкающей к соседнему бизнес-центру, имеющему закругленный фасад, а также вида фасада, выходящего в Пинский переулок.

Первый же скульптурный вопрос показал, что авторы приходят на градсовет, слабо представляя, о чем они должны говорить. Градсовет не рассматривает целесообразность установки памятника той или иной исторической личности. Часто и место выбрано исходя из жестких гиоповских ограничений. Эксперты оценивают, насколько удачно образное решение, найденное скульптором или художником, и как его соавтор-архитектор сумел организовать пространство и вписать памятник в градостроительный контекст.

Поэтому отложено рассмотрение проекта памятного знака «Триумф российского флота» (художник Василий Нестеренко, скульптор Салават Щербаков) для Якорной площади в Кронштадте, юго-восточнее Морского собора. Знак спроектирован в виде гранитного «экрана», в который вставлена мозаика 310х590 см с изображением Петра I, принимающего в 1723 году военно-морской парад. Члены градсовета предложили авторам принести изображения, показывающие окружение памятного знака, но сразу предупредили, что им не нравятся композиции из пушек на вершине экрана и вычурные фонари на площадке перед мозаикой.

Одобрен памятник Антону Девиеру, первому генерал-полицмейстеру Петербурга, который предложено установить в Звенигородском сквере у перекрестка улиц Марата и Звенигородской. Бюст создал Владимир Бродарский, молодой скульптор, выпускник Академии художеств. Но опять же нужен архитектор, который продумает благоустройство небольшого сквера.

Второй раз градсовет рассматривал проект памятника Михаилу Дудину на месте давно не действующего фонтана в безымянном сквере между домами 6, 8, 10 по Большой Посадской улице. Отмечен прогресс автора - Павла Шевченко в достижении портретного сходства с молодым поэтом-фронтовиком. Прежде необработанный валун-постамент теперь срезан и отполирован с двух сторон, что улучшило памятник. И хотя у некоторых участников обсуждения по-прежнему вызывает сомнения удлиненная фигура, делающая шаг вниз, работу согласовали.

Удивление градсовета вызвал визит представителей спортшколы из Приморского района, которые принесли проект памятника главному конструктору Сергею Королеву. Бюст работы Сергея Олешни установлен еще в апреле 2017 года. Тренерам предложено найти архитектора, который разработает проект благоустройства вокруг памятника.

Дважды полной победы добился дуэт скульптора Владимира Горевого и архитектора Олега Романова. Сначала был одобрен проект бюста художника Василия Верещагина. Баталист-репортер с карандашом и блокнотом в руках образует горизонтальную композицию, которая в сочетании с тонким пьедесталом выглядит парящей. Памятник будет установлен на Макаровской улице в Кронштадте недалеко от монументов Петру Пахтусову и Ивану Айвазовскому, с которыми составит единую композицию.

Одобрен памятник Анне Зеленовой, многолетнему директору ГМЗ «Павловск», для Садовой улицы в Павловске. Молодая женщина в круглых очках, узнаваемых любым петербургским музейщиком, присела на библиотечную лестницу, которую придумал Карл Росси, и смотрит в сторону Павловского дворца.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook