Петербург: как создавались магистрали

Каждый, кто стоял в пробках в троллейбусах, когда ехал с Невского в Смольный или в администрацию Ленобласти, не раз проклинал узкое место между площадью Восстания и Суворовским проспектом. А ведь Суворовский стал одной из главных магистралей города случайно. В отличие от Невского, Московского или Вознесенского проспектов. Да и проспектом-то бывшая Слоновая улица (от двора, где держали этих экзотических для наших краев животных) стала поздно - в самом конце девятнадцатого века.

Петербург: как создавались магистрали | Вместо пробивки Суворовского проспекта построили Морской вокзал. Репродукция макета реконструкции Суворовского проспекта, 1980-е гг.

Вместо пробивки Суворовского проспекта построили Морской вокзал. Репродукция макета реконструкции Суворовского проспекта, 1980-е гг.

Но раз уж центр власти обосновался на площади Пролетарской Диктатуры, то магистраль, связывающая его с географическим центром города, должна быть удобной. А ее соединение с Невским в далеком 1900-м оформили явно неудачно. Получилось «бутылочное горлышко». Тридцать пять лет назад два молодых (тогда) архитектора - Александр Шендерович и Алексей Ананченко (им было по 27 - 28 лет) - решили исправить историческую ошибку.

«В 1982-м мы работали в «Ленжилпроекте» (он же позже «ЛенжилНИИпроект»). Это был головной институт по реконструкции проектов застройки в историческом центре», - вспоминают мастера. В конце 1970-х - начале 1980-х в Ленинграде возникла идея комплексного переустройства исторического центра. Глобальная задумка включала ряд элементов. Тогда, например, наметили создать пешеходную зону на 6-й и 7-й линиях Васильевского острова. Много позже этот замысел воплотили, правда, в меньшем масштабе и по проекту других авторов. Городские власти собирались реконструировать площадь Льва Толстого, Расстанную улицу...

А на Суворовском требовалось привести жилой фонд к нормативам ХХ века. Проект затрагивал кварталы проспекта от 2-й Советской (которая теперь вот-вот снова станет Рождественской) до Гончарной улицы. Здесь нет ошибки. Главной идеей проекта было пробить чуть-чуть трассу и довести ее до Гончарной.

Вторая идея - расширить в этом месте Суворовский, сделать его симметричным, избавиться от «бутылочного горлышка». В 1903 году горловину Суворовского прорезали по существовавшим межам с учетом интересов тогдашних владельцев участков. При советской власти препятствий от частных собственников не было. Но в первые десятилетия после революции то руки не доходили, то война мешала, то ее последствия. И вот вроде бы все складывалось, чтобы исправить давнюю градостроительную ошибку.

«Продление Суворовского предполагалось оформить по-петербургски. На Невском планировалось строительство дома с аркой, через нее бы шел поток Суворовского проспекта. Для развязки был бы задействован и подземный уровень», - вспоминает Алексей Ананченко. Тогда внутренние дворы сохранились бы.

Соавторы наметили создание площади-шарнира с пешеходной зоной на месте пересечения Суворовского с Невским. Даже предложили название «площадь Народовольцев» с памятником революционерам второй, после декабристов, волны. Проект проработали очень серьезно. Были обследованы даже дома в кварталах.

«Например, в коммуналке - бывшей квартире владельца дореволюционной сети булочных Филиппова еще сохранялись роскошная первоначальная отделка и камин», - вспоминает Ананченко. Были сделаны расчеты, институт построил огромный макет. Требовалось расселить более 30 тыс. квадратных метров жилья. Пришлось бы на некоторое время перекрыть движение, переложить сети. В 1983 году Градостроительный совет поддержал замысел. Причем не большинством голосов, а единогласно, отметив высокое качество работы.

Однако в том же 1983 году Григорий Романов, тогдашний руководитель города и области, принял решение направить все ресурсы на другой мегапроект - строительство Морского вокзала на Васильевском острове. Окончательно проект продления бывшей Слоновой улицы умер в начале 1990-х: на месте скверика построили офисное здание с торговыми площадями.

КСТАТИ

Идеи пробивки магистралей, которые обсуждались, но не были реализованы в Петербурге - Ленинграде

1. Соединение Гончарной и Тележной улиц. Обе они были проложены в XVIII веке и могли бы стать полноценным дублером Невского проспекта от площади Восстания до площади Александра Невского. Однако в XIX веке они оказались разорваны: участок между пересекающими их Полтавской и Харьковской улицами был отдан под застройку. Теперь два исторических здания (Полтавская, 10, и Харьковская, 7) сносить нельзя.

2. Пробивка Измайловского проспекта с соединением его с Новоизмайловским проспектом. Идея разрабатывалась еще в советское время, планировалось ради этого даже снести Варшавский вокзал. В дальнейшем этот памятник железнодорожного зодчества был взят под охрану. В новейшее время прорабатывался вариант пробивки через Митрофаньевское шоссе. Помешали защитники бывшей территории Митрофаньевского кладбища.

3. Пробивка Зольной улицы на проспект Пятилеток. Часть проекта Восточного скоростного диаметра. В последних вариантах от идеи отказались.

4. Пробивка улицы Нахимова через улицу Беринга и реку Смоленку со строительством моста. Превращению улицы Нахимова в полноценную артерию помешала невозможность ее пробивки через территорию Смоленских православного и лютеранского кладбищ.

Материал был опубликован в газете под № 129 (6238) от 19.07.2018 под заголовком «Слоновая не вышла на Гончарную».

#магистрали #проекты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 129 (6238) от 19.07.2018.


Комментарии