Петербург: как создавались магистрали

Каждый, кто стоял в пробках в троллейбусах, когда ехал с Невского в Смольный или в администрацию Ленобласти, не раз проклинал узкое место между площадью Восстания и Суворовским проспектом. А ведь Суворовский стал одной из главных магистралей города случайно. В отличие от Невского, Московского или Вознесенского проспектов. Да и проспектом-то бывшая Слоновая улица (от двора, где держали этих экзотических для наших краев животных) стала поздно - в самом конце девятнадцатого века.

Петербург: как создавались магистрали | Вместо пробивки Суворовского проспекта построили Морской вокзал. Репродукция макета реконструкции Суворовского проспекта, 1980-е гг.

Вместо пробивки Суворовского проспекта построили Морской вокзал. Репродукция макета реконструкции Суворовского проспекта, 1980-е гг.

Но раз уж центр власти обосновался на площади Пролетарской Диктатуры, то магистраль, связывающая его с географическим центром города, должна быть удобной. А ее соединение с Невским в далеком 1900-м оформили явно неудачно. Получилось «бутылочное горлышко». Тридцать пять лет назад два молодых (тогда) архитектора - Александр Шендерович и Алексей Ананченко (им было по 27 - 28 лет) - решили исправить историческую ошибку.

«В 1982-м мы работали в «Ленжилпроекте» (он же позже «ЛенжилНИИпроект»). Это был головной институт по реконструкции проектов застройки в историческом центре», - вспоминают мастера. В конце 1970-х - начале 1980-х в Ленинграде возникла идея комплексного переустройства исторического центра. Глобальная задумка включала ряд элементов. Тогда, например, наметили создать пешеходную зону на 6-й и 7-й линиях Васильевского острова. Много позже этот замысел воплотили, правда, в меньшем масштабе и по проекту других авторов. Городские власти собирались реконструировать площадь Льва Толстого, Расстанную улицу...

А на Суворовском требовалось привести жилой фонд к нормативам ХХ века. Проект затрагивал кварталы проспекта от 2-й Советской (которая теперь вот-вот снова станет Рождественской) до Гончарной улицы. Здесь нет ошибки. Главной идеей проекта было пробить чуть-чуть трассу и довести ее до Гончарной.

Вторая идея - расширить в этом месте Суворовский, сделать его симметричным, избавиться от «бутылочного горлышка». В 1903 году горловину Суворовского прорезали по существовавшим межам с учетом интересов тогдашних владельцев участков. При советской власти препятствий от частных собственников не было. Но в первые десятилетия после революции то руки не доходили, то война мешала, то ее последствия. И вот вроде бы все складывалось, чтобы исправить давнюю градостроительную ошибку.

«Продление Суворовского предполагалось оформить по-петербургски. На Невском планировалось строительство дома с аркой, через нее бы шел поток Суворовского проспекта. Для развязки был бы задействован и подземный уровень», - вспоминает Алексей Ананченко. Тогда внутренние дворы сохранились бы.

Соавторы наметили создание площади-шарнира с пешеходной зоной на месте пересечения Суворовского с Невским. Даже предложили название «площадь Народовольцев» с памятником революционерам второй, после декабристов, волны. Проект проработали очень серьезно. Были обследованы даже дома в кварталах.

«Например, в коммуналке - бывшей квартире владельца дореволюционной сети булочных Филиппова еще сохранялись роскошная первоначальная отделка и камин», - вспоминает Ананченко. Были сделаны расчеты, институт построил огромный макет. Требовалось расселить более 30 тыс. квадратных метров жилья. Пришлось бы на некоторое время перекрыть движение, переложить сети. В 1983 году Градостроительный совет поддержал замысел. Причем не большинством голосов, а единогласно, отметив высокое качество работы.

Однако в том же 1983 году Григорий Романов, тогдашний руководитель города и области, принял решение направить все ресурсы на другой мегапроект - строительство Морского вокзала на Васильевском острове. Окончательно проект продления бывшей Слоновой улицы умер в начале 1990-х: на месте скверика построили офисное здание с торговыми площадями.

КСТАТИ

Идеи пробивки магистралей, которые обсуждались, но не были реализованы в Петербурге - Ленинграде

1. Соединение Гончарной и Тележной улиц. Обе они были проложены в XVIII веке и могли бы стать полноценным дублером Невского проспекта от площади Восстания до площади Александра Невского. Однако в XIX веке они оказались разорваны: участок между пересекающими их Полтавской и Харьковской улицами был отдан под застройку. Теперь два исторических здания (Полтавская, 10, и Харьковская, 7) сносить нельзя.

2. Пробивка Измайловского проспекта с соединением его с Новоизмайловским проспектом. Идея разрабатывалась еще в советское время, планировалось ради этого даже снести Варшавский вокзал. В дальнейшем этот памятник железнодорожного зодчества был взят под охрану. В новейшее время прорабатывался вариант пробивки через Митрофаньевское шоссе. Помешали защитники бывшей территории Митрофаньевского кладбища.

3. Пробивка Зольной улицы на проспект Пятилеток. Часть проекта Восточного скоростного диаметра. В последних вариантах от идеи отказались.

4. Пробивка улицы Нахимова через улицу Беринга и реку Смоленку со строительством моста. Превращению улицы Нахимова в полноценную артерию помешала невозможность ее пробивки через территорию Смоленских православного и лютеранского кладбищ.

Материал был опубликован в газете под № 129 (6238) от 19.07.2018 под заголовком «Слоновая не вышла на Гончарную».

#магистрали #проекты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 129 (6238) от 19.07.2018.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новое поражение ЛенСпецСМУ в суде
30 Октября 2017

Новое поражение ЛенСпецСМУ в суде

Как сообщил читатель газеты Евгений Самойленко, эта история имеет продолжение. Владельцы соседних машиномест пошли по проторенной дорожке - два или три подобных иска уже лежат в суде.

Дорогое удовольствие
23 Мая 2017

Дорогое удовольствие

Усадьбу в Шуваловском парке ждет смена владельца

Выше, шире, дороже
23 Мая 2017

Выше, шире, дороже

Как спортивные объекты меняют облик Петербурга

 Счастье в телескопе
02 Мая 2017

Счастье в телескопе

К северу от перекрестка Пулковского и Волхонского шоссе развернулась стройка первых зданий крупного жилого микрорайона. Многоквартирные дома возводят по соседству с Пулковской обсерваторией...

Усть-Славянка в ожидании «транспортного коллапса»
14 Марта 2017

Усть-Славянка в ожидании «транспортного коллапса»

В Усть-Славянке готовятся ввести в эксплуатацию первые жилые новостройки. Между тем транспортные проблемы этой территории далеки от решения: проект расширения единственного выезда в сторону Петербург...

Новоселу - мирный атом
25 Января 2017

Новоселу - мирный атом

На Октябрьской набережной работает... ядерный реактор - экспериментальная установка расположена прямо посреди городской застройки. И если раньше ее окружали заводы, то сейчас тут растут жилые дома...

Суду дали отмашку
26 Декабря 2016

Суду дали отмашку

Выдано разрешение на строительство зданий Верховного суда на месте бывшего института прикладной химии на проспекте Добролюбова, 14. Высота главного корпуса достигнет 8 этажей, что беспокоит градозащи...

«ЛенСпецСМУ» перед судом
14 Сентября 2016

«ЛенСпецСМУ» перед судом

А ведь хороший он человек – петербургский предприниматель Вячеслав Адамович Заренков. И хозяин, можно не сомневаться, рачительный. И времени зря не теряет. Потому как потерянное время – это недополуче...