Складское чудо

В одном из прошлых выпусков полосы «Генплан» мы рассказалио том, как новые офисные здания изменили на только облик Петербурга, но и само понятие «контора». Сегодня речь пойдето складах - тех самых, что некогда портили своим видом южный берег Обводного канала, а приезжающие туда фуры ухудшали воздух выхлопными газами. Все это в прошлом: теперь логистические центры возводят подальше от исторических районов и поближек Кольцевой автодороге и Западному скоростному диаметру.

Складское чудо | Иллюстрация Marcin-Balcerzak/shutterstock.com

Иллюстрация Marcin-Balcerzak/shutterstock.com

Как «дорожная карта» легла

В прошлом веке складами был занят весь «серый пояс» Ленинграда. Считалось, что размещать всевозможные хранилища нужно как можно ближе к заводам, пекарням и железнодорожным станциям, которых на территории большого города было гораздо больше, чем сейчас. Да-да, именно по «железке» приходили в северную столицу основные грузы. Вторым центром поступления и отправки товаров был морской порт, также тесно связанный с железной дорогой.

Однако на рубеже веков стало ясно, что основные грузы будут перевозиться между складскими комплексами и магазинами автомобильным транспортом. В конце 1990-х возникла очевидная проблема: с одной стороны, появление множества тяжелых фур на городских магистралях создавало пробки, что задерживало доставку товаров. С другой стороны, старые склады, многие из которых появились еще в царские времена, были абсолютно не приспособлены для погрузки-выгрузки автотрейлеров и рефрижераторов.

Именно тогда предприниматели возвели первые современные логистические терминалы на городских окраинах - на Парнасе, в Колпинском и Невском районах. Инвесторы ориентировались на существовавшие магистрали, но вскоре уже город стал прокладывать автотрассы с учетом будущих бизнес- и складских комплексов. Западный скоростной диаметр во многом также ориентирован на грузовые потоки автотранспорта, обслуживающего логистические центры. Теперь ими, словно елка гирляндами, «обвешаны» и КАД, и все вылетные магистрали.

Северяне любят коричневое

Как выглядели склады в середине ХХ века? Старые кирпичные (реже панельные) сооружения, обшарпанные стены, грузчики в грязных робах. Завскладом - непременно в синей фуфайке, во дворе - пыльные и дымящие фуры. Современный петербургский склад - это четко организованный бизнес-процесс, рациональная логистика (удобство подъезда и выезда, стоянки). С архитектурной точки зрения это разумный минимализм и четкие пропорции фасадов.

Профессионалам не до архитектурных излишеств, особенно если человек видит склад лишь мельком, проезжая. Тем не менее все чаще логистические комплексы строятся с учетом эстетической составляющей. Привычные «коробки» складов раскрашивают в яркие цвета, и это не выглядит аляповато - по крайней мере учитывая окружающую застройку.

Внутри современный склад - это чистое, хорошо организованное пространство. Учет товарно-материальных ценностей, хранящихся в этих комплексах, компьютеризирован, и пресловутый завскладом уже не кричит на грузчиков и поставщиков. Информация перетекает из сервера на логистическом терминале в планшеты клиентов.

Аналитики компании Bright Rich обнародовали любопытное исследование о влиянии цвета склада на то, как удачно сдаются в нем площади. Если сравнивать цветовую структуру складов по разным географическим направлениям, то лидерами по-прежнему остаются серый, синий и зеленый.

При этом подавляющее большинство коричневых складов расположено на севере города, а все желтые склады - на юге. Возможно, цвет в некоторой степени влияет на целостность образа складского помещения. И все же владельцы логистических терминалов больше вкладываются не во внешний облик сооружений, а в их инженерию. Например, в прочные стеллажи и надежные погрузчики.

С оглядкой на импорт

Современные логистические центры дали старт освоению ранее заброшенных или покинутых промышленностью окраин Петербурга. Активнее всего развиваются логистические комплексы в южных и северных районах: ближе к морскому торговому порту, аэропорту «Пулково», Московскому шоссе, а также в финском и эстонском направлениях.

Это логично, ведь Петербург в отличие от России в целом традиционно имеет отрицательное сальдо торгового баланса. В том смысле, что привозят в наш город из-за границы больше, чем вывозят. Ничего страшного в этом нет: северная столица не добывает нефть или газ, зато через наши морские и сухопутные ворота снабжается машинами и оборудованием вся страна.

В последнее время все больше складов в Петербурге строят и арендуют дистрибьюторы продуктов питания. Им нужны площади до 2,5 тыс. кв. метров. Зачастую приходится возводить складской терминал по индивидуальному заказу, даже если заказчиком выступает не собственник, а всего лишь арендатор помещений.

Директор по коммерческой недвижимости компании «ЮИТ Санкт-Петербург» Максим Соболев отмечает, что склады - наименее доходный вид недвижимости, предъявляющий чрезвычайно жесткие требования к бюджету проекта. Данное обстоятельство накладывает отпечаток и на внешний вид объектов. В большинстве своем склады - ничем не примечательные, исключительно утилитарные здания.

«Если заглянуть в будущее, то очевиден тренд на децентрализацию не только офисов, но и складов. В дальнейшем они будут располагаться рядом либо с производством, либо с жилыми районами», - сказал эксперт.

Исполнительный директор некоммерческого партнерства «Российская гильдия управляющих и девелоперов» (РГУД) Елена Бодрова согласна, что архитектура не влияет на склады. «А влияют цена земли, ее кадастровая оценка и рыночная стоимость. Логистика отодвигает склады в пригороды или в Ленинградскую область. Земля - дорогой актив, надо использовать ее рационально», - резюмирует она.

На развитие складских комплексов влияет и политика городских властей. Например, в Петербурге решили освободить центр города от тяжелой техники. Значит, складские терминалы будут специализироваться на перегрузке грузов с фур на «Газели», хотя большие товарные объемы развозить так неудобно и затратно. Однако въезд фур в центр города оформить еще дороже.

Управляющий партнер компании «Теорема» (она вышла из складского бизнеса четыре года назад) Игорь Водопьянов отметил, что современный склад внешне не сильно отличается от гипермаркета. Там и там - прямоугольные объемы. А захотят ли строиться новые склады и будут ли у их владельцев деньги на излишества, зависит лишь от общего состояния экономики и конъюнктуры рынка.

КСТАТИ

* Кто арендует склады в Петербурге в 2016 г. (по данным компании Maris):

* Торговля - 50% площадей;

* Логистика - 32%;

* Производство - 18%.



#архитектура #склад #производство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (5852) от 15.12.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новое поражение ЛенСпецСМУ в суде
30 Октября 2017

Новое поражение ЛенСпецСМУ в суде

Как сообщил читатель газеты Евгений Самойленко, эта история имеет продолжение. Владельцы соседних машиномест пошли по проторенной дорожке - два или три подобных иска уже лежат в суде.

Дорогое удовольствие
23 Мая 2017

Дорогое удовольствие

Усадьбу в Шуваловском парке ждет смена владельца

Выше, шире, дороже
23 Мая 2017

Выше, шире, дороже

Как спортивные объекты меняют облик Петербурга

 Счастье в телескопе
02 Мая 2017

Счастье в телескопе

К северу от перекрестка Пулковского и Волхонского шоссе развернулась стройка первых зданий крупного жилого микрорайона. Многоквартирные дома возводят по соседству с Пулковской обсерваторией...

Усть-Славянка в ожидании «транспортного коллапса»
14 Марта 2017

Усть-Славянка в ожидании «транспортного коллапса»

В Усть-Славянке готовятся ввести в эксплуатацию первые жилые новостройки. Между тем транспортные проблемы этой территории далеки от решения: проект расширения единственного выезда в сторону Петербург...

Новоселу - мирный атом
25 Января 2017

Новоселу - мирный атом

На Октябрьской набережной работает... ядерный реактор - экспериментальная установка расположена прямо посреди городской застройки. И если раньше ее окружали заводы, то сейчас тут растут жилые дома...

Суду дали отмашку
26 Декабря 2016

Суду дали отмашку

Выдано разрешение на строительство зданий Верховного суда на месте бывшего института прикладной химии на проспекте Добролюбова, 14. Высота главного корпуса достигнет 8 этажей, что беспокоит градозащи...

«ЛенСпецСМУ» перед судом
14 Сентября 2016

«ЛенСпецСМУ» перед судом

А ведь хороший он человек – петербургский предприниматель Вячеслав Адамович Заренков. И хозяин, можно не сомневаться, рачительный. И времени зря не теряет. Потому как потерянное время – это недополуче...