Сименса вынес «Прибой»

Проект реновации завода «Прибой» на Васильевском острове под общественное пространство отменен. Но авторы задумки не отчаялись и взялись за другой известный завод неподалеку - «Севкабель». Теперь пешеходную набережную и всевозможные развлечения хотят открыть здесь, а попутно воссоздать деревянный особняк Сименса.

Сименса вынес «Прибой» | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Завод «Севкабель» на Кожевенной линии, 40, считается одним из старейших кабельных предприятий России. Он был основан в 1879 году немецким предпринимателем Карлом Сименсом. Ныне завод входит в группу компаний «Севкабель». Предприятию принадлежат производственные площадки по обе стороны Кожевенной линии. Сейчас проходит «модернизация» производства, в результате которой под промышленные нужды продолжат использовать только восточный участок.

Выходящую к Неве землю с западной стороны Кожевенной холдинг отдал под реновацию (то есть под новую функцию; о сносе речь пока не идет). На территории находится выявленный памятник архитектуры - здание заводоуправления и котельная с дымовой трубой компании «Сименс-Гальске». Также здесь стоит региональный памятник - руины особняка Сименса. Все постройки датируются XIX веком.

На участке у Невы хотят создать общественное пространство под названием «Порт «Севкабель». Холдинг реализует этот проект совместно с управляющей компанией Miles and Yards. Одно из связанных с ней юрлиц - фирма «Майлс энд ярдс девелопмент». Последняя известна на петербургском рынке по пока не осуществленному проекту застройки жильем Пушкинского путевого ремонтно-механического завода (бывшего Александровского завода). По данным сайта www.kartoteka.ru, основной владелец «Майлс энд ярдс девелопмент» Артем Кардаш являлся также совладельцем компании «Александровский завод».

А директор по развитию Miles and Yards Алексей Онацко ранее занимался проектом реновации завода «Прибой» на западном берегу Шкиперского канала (что неподалеку от «Севкабеля») - также, правда, не осуществившимся. Как мы уже рассказывали, на «Прибое» планировали сделать общественное пространство с прогулочной набережной. Стартовавший около года назад проект рекламировали под названием «Взморье».

Однако, как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» координатор «Взморья» Мария Буянова (она работала над задумкой вместе с Онацко), проект на «Прибое» приостановлен. И, видимо, уже не возобновится. По словам нашей собеседницы, реновации «Прибоя» помешали планы по строительству в Шкиперском протоке нового съезда с Западного скоростного диаметра.

Но, вероятно, не меньшую роль здесь сыграли имущественные права. Общественное пространство на «Прибое» пытались создать, распоряжаясь землей лишь на правах арендаторов. Территория завода оставалась в руках нескольких предприятий, которые сами в проекте не участвовали.

Алексей Онацко в разговоре с корреспондентом «СПб ведомостей» высказал мнение, что проект на «Севкабеле» «более устойчив», поскольку им занимается сам собственник. К разработке «Порта «Севкабель» привлекли тех же специалистов, что ранее участвовали во «Взморье», - архитектурное бюро «Хвоя».

В соответствии с обнародованной концепцией вход на территорию организуют с Кожевенной линии (в перспективе откроют еще один вход с площади Морской Славы). Вдоль Невы устроят прогулочную набережную, напоминающую небольшой парк. У воды соорудят причал для маломерных судов. К нему поведет широкая лестница, ступени которой планируют использовать еще и как амфитеатр.

На участке также появятся павильон из контейнеров, торговые палатки, детский игровой центр и зона общественного питания (фуд-корт). Расположенные на территории здания, в том числе дореволюционные, планируется использовать для сдачи помещений в аренду - под офисы и сферу услуг.

Открыть «Порт «Севкабель» для посещения намечено к концу августа. Но на то, чтобы реализовать проект реновации полностью, уйдет значительно больше времени - 2 - 2,5 года, прогнозирует Онацко.

В будущем рассматривается возможность воссоздания деревянного особняка Карла Сименса, выходящего на Кожевенную набережную. Это здание, возведенное еще в середине XIX века, было почти полностью утрачено в конце 2000-х. Сейчас от него остается только пристройка - кирпичная башенка. Российские коммерсанты планируют обратиться к компании «Сименс» с предложением совместно восстановить особняк. Внутри хотят открыть заводской музей.

Президент ассоциации «Центр развития творческих индустрий» и житель Васильевского острова Дмитрий Мильков, комментируя ситуацию нашей газете, заметил, что довольно часто инициативы по созданию общественных пространств ничем не заканчиваются. Такие задумки предполагают профессиональный подход, чтобы быть успешными. «Эта часть Васильевского острова требует градостроительного осмысления», - считает Мильков.

#реновация #заводы #территория

Комментарии