Равняясь на трубу
Четыре с половиной часа продолжалось заседание Градостроительного совета Петербурга. Успели поговорить о монументальной скульптуре в городской среде, приспособлении памятников архитектуры под жилье, новых высотных доминантах, ленинградских и петербургских традициях градостроительства.
«Идеальный город». ФОТО автора
Речь шла о проектах вне центра, которые обычно обходятся без споров. Никита Явейн представил две большие работы «Студии 44». Первая - концепция застройки квартала, расположенного между Октябрьской набережной, Дальневосточным проспектом, улицами Тельмана и Новоселов, получила название «Идеальный город».
Главная идея - создание «сетки», в ячейках которой размещены дома, имеющие в плане форму квадрата 65 х 65 метров. Этот прием известен по застройке района Эшампле в Барселоне.
Такое решение позволяет создать много общедоступных зеленых пространств, включая парк площадью 100 х 100 метров в центре квартала как место для общения жителей. В то же время внутренний двор будет принадлежать только жителям одного дома. Высота жилья - 8 - 10 этажей, или 30 метров, что считается комфортным.
По краям территории расположены объекты культурного наследия - здания фабрики шерстяных изделий «Торнтон» и бумажной фабрики Варгуниных. Они приспосабливаются под детские сады и спорткомплексы, один дом становится жилым. Школа также оказывается за пределами «сетки».
Появление частных улиц и замкнутых дворов и эксперты назвали возвращением к петербургскому принципу градостроительства. В Ленинграде предпочитали периметральную застройку со школами и детсадами внутри квартала.
Чтобы выйти на требуемые заказчиком объемы - 330 тыс. кв. метров жилья на 11 тыс. жителей, архитекторы запланировали строительство четырех высоток примерно по углам квартала, превышающих разрешенные 40 метров. «Пластина» имеет высоту 53 метра, круглая башня - 62 метра, две прямоугольные - по 60 метров.
«Пластина» и круглая башня расположены близко к Неве, поэтому серьезно влияют на силуэт Октябрьской набережной. На соседнем участке рядом с «пластиной» будет построен небоскреб высотой 120 метров, поэтому 53 метра мало что изменят. Иное дело, круглая башня, которая встанет рядом с охраняемым объектом - дымовой трубой и «съест» ее стройный силуэт. Несмотря на то что труба имеет высоту 75 метров.
В итоге была согласована концепция с превышением высоты. Главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев заметил, что неделю назад градсовет не разрешил 60 метров для отеля другого архитектора на соседнем с трубой участке. Придется вернуться к этому вопросу.
Серьезную дискуссию вызвал эскизный проект жилого комплекса на углу улицы Типанова и проспекта Гагарина. «Студия 44» предложила построить три дома: два вдоль проспекта в виде прямоугольных арок высотой по 80 метров и один в глубине, квадратный в плане, высотой 50 метров. Здесь увеличение высоты необходимо для получения 124 тыс. кв. метров на 4,5 тыс. жителей, причем верхние этажи арок предназначены для суперэлитных квартир.
Никита Явейн оправдал запрос «на превышение» тем, что на противоположной стороне улицы Типанова построены или запроектированы дома высотой 80 - 90 метров. Необходимо восстановить равновесие, при этом на охраняемые панорамы Московского проспекта новые дома не повлияют.
Оппоненты проекта говорили о том, что пора заканчивать с высотным жильем в Петербурге, но многих не устроила композиция. Арки, расположенные по уличному фронту, приглашают зайти внутрь. Но там ничего не происходит: дворы предназначены для жителей домов.
После долгой дискуссии с обсуждением альтернатив вроде четырех башен вместо двух арок градсовет согласовал проект в нынешнем варианте с превышением высоты домов.
Впервые большой градсовет рассматривал скульптурный проект, прежде этим занималась только его художественная секция. Был отправлен на доработку памятник, посвященный русско-армянской дружбе «Единый крест». Композиция с двумя женскими фигурами создана коллективом во главе с Фридрихом Согояном.
Инициаторы установки памятника рассматривали восемь мест в разных районах, остановились на сквере, идущем вдоль Пулковского шоссе, недалеко от площади Победы. Члены градсовета рекомендовали отказаться от бронзы в пользу светлого камня, как это сделано для аналогичных памятников, установленных в Москве и Ереване.
В проекте памятник обращен на север - в сторону центра города. Это решение неудачное: лица женщин всегда будут в тени. Кроме того, памятник невидим со стороны главного въезда в город из аэропорта «Пулково». Авторам предложено развернуть монумент на 90 градусов, чтобы он был обращен к шоссе, и сдвинуть его с оси аллеи, тогда можно выстроить необходимую зеленую кулису.
По источникам, отныне все скульптурные проекты будут рассматриваться на градсовете. Худсекции оставлена роль экспертной оценки и рецензирования проектов.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (5848) от 09.12.2016.
Комментарии