Главная городская газета

Приют на задворках столицы

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Недвижимость

Про МЖК, кентавра и про дуб

«Санкт-Петербургские ведомости» продолжают серию публикаций, посвященных жилым домам, построенным в 1970 - 1980-е годы по индивидуальным проектам, и их современной жизни.... Читать полностью

На «Баррикаде»: как живется новоселам по соседству с фабриками?

О чем думают люди, когда покупают квартиры в «сером поясе»? Читать полностью

Деловые улицы Лахты

Вскоре должна начаться пробивка новых улиц вокруг небоскреба «Лахта-центр», который достраивается на берегу Лахтинской гавани. На днях город выбрал на эти работы подрядчика. Читать полностью

Дом на Короленко, 5: дважды герой неорусского стиля

На улице Короленко, 5, завершается строительство большого элитного жилого комплекса по проекту архитектурного бюро Евгения Герасимова. Время обсудить, что приобрел и что потерял облик исторического центра с этой новостройкой. Читать полностью

Новый «дачный» закон. Что внутри?

Садоводческая общественность заранее волнуется, ожидая, что их ждут не лучшие перемены. Читать полностью

«Лоскуты» и фасады. Что происходит с программой ремонта в Петербурге?

Стоит лишь раз глянуть на программу капитального ремонта жилых домов, и сразу ясно: это не городская программа, а сумма программ районных. Читать полностью
Приют на задворках столицы |

«Галерная гавань - частичка громадного и великолепного города, в котором вы живете и наслаждаетесь, далеко у взморья, на самом конце Васильевского острова, по соседству со Смоленским кладбищем; ненадежный приют самого бедного петербургского народонаселения, о существовании которого вы только подозреваете - того народонаселения, которое замирает от страха при малейшем возвышении воды и рискует быть потопленным всякий раз, когда в серый осенний день воет ветер...» - так в середине XIX века описывал этот «медвежий угол» Петербурга И. И. Панаев.

Не обрела фешенебельности гавань и в начале XX века, хотя здесь стали появляться многоэтажные каменные дома. Именно в этой провинциальной части столицы Российской империи на пороге Первой мировой войны городские власти задумали построить училищный дом имени М. М. Стасюлевича, выделив для этой цели обширный угловой участок земли площадью 4306 кв. м (современный адрес: Большой пр. В. О., 103, - Опочинина ул., 2).

Долгая (84 года) и достойная жизнь Михаила Матвеевича Стасюлевича, историка и педагога, издателя и публициста, общественного деятеля, неразрывно связана с Васильевским островом. Здесь он жил, учился, преподавал, здесь был похоронен - в церкви Воскресения Христова на Смоленском кладбище.

Стасюлевич, будучи гласным (депутатом) Петербургской городской думы, был избран председателем комиссии по народному образованию и на этом посту много сделал для развития петербургского просвещения. Умер Михаил Стасюлевич 23 января 1911 года. Известный юрист А. Ф. Кони откликнулся на эту печальную весть: «Надо было видеть его на освящениях новых обширных училищных зданий, на актах и школьных празднествах, среди толпы собранных им детей; надо было посетить вместе с ним несколько городских училищ, чтобы понять, сколько любящего сердца и деятельной воли вкладывал он именно в школьное дело».

Лишь в мае 1914 года столичные власти решили достойно и с пользой для города увековечить память подвижника образования, инициировав конкурс эскизных проектов городского училищного дома имени Стасюлевича. Условиями предписывалось спроектировать на отведенной для строительства территории «училищное здание», где под одной крышей располагались бы домовая церковь; учебные помещения для четырехклассных училищ для девочек и мальчиков; физический, рисовальный и естественноисторический кабинеты; библиотека и учительские; гимнастический зал с душевыми; медицинский кабинет; рекреационные залы; столовая с кухней и классом домоводства.

Помимо этого набора помещений, необходимых для осуществления учебного процесса, здесь же предполагалось устроить общежитие для «сирот и бесприютных детей», квартиры для преподавателей и помещения для обслуживающего персонала.

В связи с проектированием здания в подверженном водной стихии районе в условиях особо подчеркивалось: «Нижний этаж должен быть устроен не ниже линии наводнения 7 ноября 1824 г. и предназначается для хранения топлива в связи с котельным отделением и устройства других хозяйственных помещений и раздевален».

Подведение итогов конкурса пришлось на начало Первой мировой войны, продолжительности и разрушительной силы которой тогда никто предвидеть не мог. Выиграл соревнование художник-архитектор Павел Петрович Светлицкий, получивший и причитающуюся за первое место немалую по тем временам премию - 1200 рублей.

Светлицкий имел за плечами обширную практику, причем успешно занимался строительством не только многоэтажных доходных домов, но и общественных зданий. Еще студентом он практиковался в роли помощника архитектора на знаковой петербургской стройке, ведущейся по проекту и под руководством А. Л. Лишневского. Речь идет о Доме городских учреждений, включавшем в том числе и учебные помещения (Садовая ул., 55 - 57, - Вознесенский пр., 40 - 42).

В своей самостоятельной работе Светлицкий несколько раз успешно выступал на конкурсах проектов учебных зданий - так что к проектированию училищного дома имени М. М. Стасюлевича он подошел во всеоружии.

Общежитие и квартиры Светлицкий собрал в одном корпусе чуть поодаль от учебных зданий. В этот жилой флигель был предусмотрен отдельный вход с Опочининой улицы, но из преподавательских квартир и ученических спален можно было по переходам попасть непосредственно в учебные здания и домовую церковь, которую архитектор не встроил в тело многоэтажного училища, а поставил у его подножия. Миниатюрный белоснежный храм в неорусском стиле, притулившийся к пятиэтажному училищу, собирает воедино выходящие на улицы корпуса и придает комплексу романтическую живописную нотку. Теперь подобные учебные комплексы называют кампусами.

Летом 1915 года городские власти заключили с победителем конкурса соглашение на дальнейшую разработку проекта и постройку училищного дома имени Стасюлевича. Светлицкий приступил к созданию рабочего проекта, но военные неудачи, экономический и политический кризисы, настигшие Российскую империю, оставили эту интересную разработку в чертежах.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook