Понижение с превышением

Старинные дома Челищева и Линдес на Галерной улице надстраивают... двумя этажами. Эту, с позволения сказать, «мансарду» уже можно наблюдать даже с противоположной стороны Невы. Хотя реконструкция памятников архитектуры под гостиницу согласована, градозащитники считают выданные властями разрешения незаконными и добиваются их отмены.

Понижение с превышением | «Небесная линия» со стороны Галерной улицы тоже испорчена реконструкторами. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

«Небесная линия» со стороны Галерной улицы тоже испорчена реконструкторами. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Дореволюционные дома занимают узкий вытянутый участок, выходящий как на Галерную улицу, так и на Английскую набережную. Свою историю они ведут с XVIII века, современный же облик обрели в начале XX века. Домом под номером 63 по Галерной во второй половине XIX века владела семья действительного статского советника и камергера императорского двора Михаила Челищева. Соседний особняк под номером 65 обязан устоявшимся названием Софье Линдес, жене шведского экспортера леса. Дочери ее продали дом в 1913-м правительству Швеции под посольство.

Сегодня оба здания охраняются как выявленные памятники архитектуры. Примечательно, что они объединены под единым кадастровым номером и реконструируются вместе: еще в 2006 году эти дома выкупило некое частное лицо под устройство в них гостиницы. Вскоре был подготовлен проект реконструкции, который разработала архитектурная мастерская «Студия 44». Как рассказывал ее руководитель Никита Явейн, предполагалось сохранить все четыре лицевых корпуса домов Челищева и Линдес (по два на Галерной улице и Английской набережной), а также значительную часть дворовых.

Примерно так и произошло. В 2012 году на внутриквартальной территории снесли несколько неохраняемых флигелей, которые сочли утилитарными (хотя архитектура их была не совсем типовой; ее разнообразили, например, угловые балконы). На освободившемся месте должно быть возведено новое 20-метровое здание. Его спроектировали ниже фасадных корпусов, а потому оно не должно быть заметно с улицы. Подобное требование выставил комитет по охране памятников.

Расчисткой двора дело не ограничилось. Демонтажники принялись за четвертый этаж дома Линдес по Галерной улице и пятый этаж дома Челищева. В обоих случаях разборке подверглись не исторические конструкции, а надстройки советских времен (более точно определить их возраст экспертам не удалось). Было бы, конечно, наивно полагать, что коммерсанты сносят старые мансарды и жертвуют площадями в центре города только для того лишь, чтобы вернуть зданиям первоначальный облик.

Взамен уже почти возвели два новых этажа – «воссоздаваемый» советский и еще мансарду в придачу. На бумаге, на первый взгляд, все законно. Власти неоднократно отмечали, что работы были должным образом согласованы – в частности, главным архитектором Петербурга и КГИОП. По данным комитета, надстройка должна быть сделана «с понижением высотных отметок для устранения диссонирующего восприятия с окружающей застройкой». То есть, по документам, это не новую высокую мансарду возводят, а как бы понижают старую.

С подобной формулировкой согласиться сложно. Кирпичная кладка возвысилась над брандмауэрной стеной примерно на 2 – 3 метра. Двухэтажная надстройка уже просматривается с набережной Лейтенанта Шмидта, обратил внимание в комментарии «Санкт-Петербургским ведомостям» градозащитник Павел Шапчиц. «Незваным гостем» явилась она в панораме Английской набережной.

Шапчиц считает, что надстройка домов Челищева и Линдес незаконна. Вместе с другими общественными активистами он обратился в Куйбышевский районный суд с требованием признать выданные властями разрешения недействительными. Во-первых, потому, что изменение габаритов зданий-памятников прямо запрещено федеральным законом «Об объектах культурного наследия...». Габариты же очевидно меняются. Во-вторых, согласно тому же закону, не допускается реконструкция охраняемых государством зданий. А надстройка двумя этажами, по сути, не что иное, как реконструкция.

В-третьих, полагают активисты, чиновники не должны были согласовывать никакие работы, не имея утвержденных предметов охраны, а у выявленного памятника их нет. Список предметов охраны заявлен в той же историко-культурной экспертизе, которой обосновывается приспособление здания к современному использованию. А это, как показала судебная практика с домом Абазы на Фонтанке, не соответствует закону.

Представитель собственника сообщил нам, что все работы согласованы и ведутся под надзором городских служб. Как и было заявлено, после завершения стройки внутри разместится гостиница (а не, например, апарт-отель). Как отмечается на сайте проектно-строительного бюро «Жилстрой» (оно выступило в качестве генерального подрядчика), спроектирован 4-звездный отель на 168 номеров с рестораном на 150 мест, тренажерным залом и т. д.

О решении по домам Челищева и Линдес мы узнаем не ранее чем через месяц – из-за загруженности суда рассмотрение дела отложили на конец лета. Если Смольному (и инвестору) не удастся отстоять свою позицию, не исключено, что мансарду придется снести. Между тем до окончания действия разрешений на производство работ в особняках на Галерной у инвестора остается около года. К августу 2017-го все должно быть готово.


#реконструкция #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 135 (5752) от 27.07.2016.


Комментарии