Подрядчика – с арены?
Строительство футбольной арены на Крестовском острове значительно отстает от графика: такими темпами в срок его не завершить. Смольный вручил генеральному подрядчику уведомление о расторжении контракта. Эксперты полагают, что для чиновников это последний способ надавить на фирму «Трансстрой» – ведь от смены исполнителя всем станет только хуже.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
«Генподрядчик не способен выполнить условия государственного контракта, в связи с чем мы разрываем контракт в одностороннем порядке. Однако при устранении замечаний подрядчиком, согласно федеральному законодательству, это распоряжение может быть отозвано», – заявил председатель комитета по строительству Сергей Морозов. Он добавил, что строительство стадиона «будет продолжено в любом случае, несмотря на действия генерального подрядчика».
«Инжиниринговой корпорации «Трансстрой» уже направлены уведомления о разрыве контракта. «В настоящее время, ссылаясь на недостаточное финансирование, генеральный подрядчик сорвал исполнение календарного графика производства работ на период от 25 до 75 дней», – уточнили в комитете по строительству. Многие работы выполнялись некачественно и вовремя не переделывались. На сегодня действует более 120 не исполненных предписаний по работам, имеющим влияние на несущую способность конструкций стадиона.
Как сообщили в аппарате профильного вице-губернатора, из 5,5 млрд рублей, выделенных на нынешний год, на сегодня фактически освоено лишь 1,2 млрд. Из них самим «Трансстроем», без привлечения сторонних организаций, – только 295 млн рублей. «Генподрядчик дискредитировал себя, не выполняя обязательства по госконтракту и всячески затягивая принятие необходимых производственных и управленческих решений», – отметили в Смольном.
На стройке хронически отсутствуют материалы и оборудование, а субподрядчики бывают вынуждены работать без денег и документации. Часть доходов этих фирм «Трансстрой» забирает себе в виде комиссии. Оборудование вовремя не закупается. На площадке вместо 3 тысяч рабочих трудятся не более 1,2 тысячи. Нет полноценной службы главного инженера и производственно-технического отдела. Смольному все приходится организовывать самому. При этом его сотрудникам даже непонятно, кто... владеет и руководит «Трансстроем». Чиновники думали, что компания входит в группу «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Но сам Дерипаска прислал телеграмму, где заявил, что это не так. С учетом вышесказанного в городском правительстве считают, что подрядчик не сможет ввести стадион вовремя. Напомним, первый официальный матч здесь намечен на 17 июня будущего года в рамках Кубка конфедераций. Но до этого арену необходимо еще «обкатать»...
В «Трансстрое» выступили с ответным заявлением: «Для нас совершенно очевидно, что решение заказчика строительства стадиона на Крестовском острове вручить уведомление о расторжении контракта продиктовано не стремлением способствовать улучшению ситуации со строительством стадиона или решить накопившиеся проблемы, а очевидным желанием заставить подрядчика стать более сговорчивым...»
В «Трансстрое» уверяют, что выполняют свои обязательства по строительству стадиона полностью, но при этом уже не первый месяц испытывают давление со стороны петербургских властей: фирму заставляют заключать договоры с субподрядчиками в течение суток; условия работы постоянно меняются, согласованная проектная документация отсутствует, а вопросы с финансированием так и не решены.
В компании уверены, что замена генподрядчика сделает невозможным завершение строительства за 11 месяцев. Стадион не будет готов к Кубку конфедераций. «Складывается впечатление, что заказчик осознал, что уклонение от принятия решений по проекту создало реальную угрозу срыва строительства, и ищет способ переложить вину на генподрядчика», – добавили в фирме. Компания направила обращение в федеральные органы власти. Впрочем, министр спорта Виталий Мутко уже заявил, что в вопросах строительства стадиона доверяет Смольному.
Вице-президент Объединения строителей Санкт-Петербурга Алексей Белоусов сомневается в том, что контракт в итоге будет расторгнут. Ведь это привело бы к увеличению сроков работ. Во-первых, много времени займет конкурс по поиску нового подрядчика. Во-вторых, выбранной компании нужно будет еще разбираться с состоянием объекта. Да и стоимость проекта от этого только возрастет. Поэтому заявление властей следует рассматривать как жест давления. «Город решил усилить контроль за деятельностью подрядчика», – сказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Белоусов.
«У нас не бывает объектов, которые не сдаются, когда этого требуют «партия и правительство», – прокомментировала нашей газете генеральный директор London Real Invest Зося Захарова. К определенному сроку стадион в любом случае будет сдан. Все объекты в Сочи построили к Олимпиаде – так вот и все стадионы построят к чемпионату мира по футболу. Другое дело – как сдадут и с кем. «С этим подрядчиком скандалы длятся давно, – напомнила Захарова. – Но стоит ли его менять?..»
При замене строительной компании речь непременно зайдет о переоценке того, что уже сделано на объекте. Иначе новый подрядчик не сможет рассчитать объем инвестиций. «В такие моменты обычно вылезают неприятные вещи – например, что потрачено больше, чем построено», – предупредила наша собеседница. Поэтому в интересах подрядчика было бы остаться на объекте. Это также в интересах города, поскольку при смене компании стройка почти наверняка подорожает. Разрывать контракт имеет смысл, только «если генподрядчик ведет себя абсолютно неадекватно», подытожила Зося Захарова.
По оценке подрядчика, готовность объекта сегодня составляет около 85%. Цена же его недавно вновь возросла. В 2008 году, когда начиналась стройка, контракт с «Трансстроем» оценивался в 13 млрд рублей. В 2013-м после неоднократных корректировок (в том числе с учетом новых требований ФИФА) цена составляла уже 34,9 млрд. В июне нынешнего года Смольный согласился повысить цену еще на 4,3 млрд (из которых 1,3 млрд – на оплату оставшихся работ и еще 3 – на дополнительные). По условиям договора, все работы на стадионе, в том числе пусконаладочные, должны быть завершены до 15 декабря нынешнего года.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 128 (5745) от 18.07.2016.
Комментарии