Не в стиле Смольного

На съезде с Большеохтинского моста на Смольном проспекте, 17, возвысился жилой дом исполинских размеров - длиной в целый квартал. Не только размером, но и всем своим видом он отсылает к современной архитектуре, как будто и нет поблизости от него Смольного собора и других старинных построек.

Не в стиле Смольного | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Прежде на обширном участке площадью 2,9 гектара между Смольным проспектом, Синопской набережной и Тульской улицей находилась фабрика мягкой мебели. Несколько лет назад землю выкупил холдинг «ЮИТ», задумавший построить жилье. Поначалу вместе с возведением нового корпуса хотели разрушить три исторических здания (дома № 11, 13 и 15 по Смольному проспекту). Но под давлением общественности их согласились сохранить, ограничившись реконструкцией.

Разрешение на строительство нового корпуса было выдано в 2013 году. Проектировщиком привлекли бюро испанского архитектора Рикардо Бофилла. Эта контора известна в Петербурге по еще одной работе - жилому дому на Новгородской улице, 23. Там было возведено массивное протяженное здание, которое в мастерской Бофилла отнесли к «современному классицизму». Профессиональное сообщество оно неприятно удивило гигантизмом, отсылающим не то к 1980-м, не то к 1930-м годам.

Новостройка близ Большеохтинского, как и первая работа, по масштабу похожа на крупное административное здание. Хотя она имеет адрес по Смольному проспекту, ее главный 220-метровый фасад выходит на Тульскую улицу. Было спроектировано здание, которое авторы, как и проект на Новгородской, относят к «неоклассическому стилю без вычурности во внешней отделке».

Монументальность здесь как будто бы оправданна: она призвана была подчеркнуть изначальную задумку организации пространства перед Большеохтинским мостом. Напомним, не существовавший до революции участок Тульской улицы на подъезде к переправе был пробит уже в советскую эпоху. Он должен был быть обрамлен величественными зданиями, лишь часть из которых успели возвести до перестройки СССР. Проект Бофилла мыслился как один из завершающих штрихов.

И вот к началу нынешнего года строительство здания завершилось. Госстройнадзор выдал разрешение на ввод в эксплуатацию. Доволен ли сам автор своей работой, неизвестно: комментарии мэтра оперативно получить не удалось. Но критику он опять-таки не впечатлил.

«Этот проект - дань памяти молодому Рикардо Бофиллу», - сказал «Санкт-Петербургским ведомостям» член Градостроительного совета при правительстве Петербурга архитектор Сергей Орешкин. Он напомнил, что испанский зодчий оставил большой след в архитектуре 1980-х годов, когда на пике моды был постмодернизм. Но сейчас компания Бофилла находится не в лучшем состоянии, что видно по ее работе, полагает наш собеседник.

В доме у Большеохтинского легко читаются черты постмодерна. Это и квадратные расстекловки, и открытая, яркая цветовая гамма, замечает эксперт. И то и другое нехарактерно для старого Петербурга. Квадратные окна и вовсе ассоциируются с хрущевской застройкой. Ситуацию усугубляет отсутствие заглублений окон. По американскому или испанскому образцу они установлены почти в одной плоскости с фасадом. «Этот объект вызывает ощущение архитектурной неудачи», - считает Орешкин.

#громадный дом #история #строительство

Комментарии