Главная городская газета

Ленинград без коммуналок

Свежие материалы Недвижимость

Как поумнели дома

Итальянский дизайнер и архитектор Амедео Скварцони в рамках Недели дизайна-2017 прочел в Петербурге лекцию о пользе «отзывчивой архитектуры». Читать полностью

Схватка на южной границе

неожиданно помирила чиновников Петербурга и Ленобласти.

Читать полностью

«Астана» на Савушкина

Почему евразийцы не уходят из Приморского района.

Читать полностью

Тоннель в никуда

Тоннель, проходивший под Московским проспектом возле станции метро «Электросила», замуровали. Читать полностью

«Голливуд» среди полей

У пересечения Пулковского и Волхонского шоссе планируют возвести крупный жилой комплекс Читать полностью

Шлюпки под крышей

Современные кампусы стали копилками архитектурных новаций Читать полностью
Реклама
Ленинград без коммуналок | Послевоенный Ленинград - время не столь далекое, но уже ушедшее в историю. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Послевоенный Ленинград - время не столь далекое, но уже ушедшее в историю. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

«Ленинград послевоенный» - так называется выставка, развернутая в музее «Разночинный Петербург» (Большой Казачий пер., 9). Представители старшего поколения с удовольствием ощутят тут атмосферу своего детства - не очень обеспеченного, тревожного и вместе с тем счастливого. Остальным же будет просто интересно узнать о том, как жил город в первое десятилетие после войны, тем более что эта эпоха достаточно редко становится объектом внимания исследователей и музейщиков.

- Время было тяжелое, но полное надежд и планов на будущее, когда казалось, что теперь уже точно все самое страшное позади, - поясняет куратор выставки старший научный сотрудник музея Елена Техова. - Недаром такие счастливые лица у персонажей автолитографий художника Алексея Пахомова «Город строится», датированных 1944 - 1945 годами. Хорошо известна его блокадная серия рисунков, а вот эти работы - гораздо меньше. Главные их герои - девушки: монтеры, штукатуры, каменщицы... Восстановление города ложилось именно на женские плечи.

Вскоре после освобождения города от блокады был намечен план его восстановления. И речь шла не только о том, чтобы заново отстроить разрушенное, но и чтобы использовать ситуацию для грандиозной реконструкции. Сделать то, до чего прежде просто не доходили руки. Например, создать большую площадь между Балтийским и Варшавским вокзалами, а от нее протянуть новую магистраль до площади Труда. На Васильевском острове устроить приморский бульвар. Разбить центральный городской парк - от особняка Кшесинской до стрелки Петровского острова. Правда, эти прожекты остались на бумаге, а вот Приморский и Московский парки Победы служат яркими примерами того, что удалось сделать.

Как мечтал главный архитектор города Николай Баранов, в восстановленных домах не будет коммуналок, а поврежденные жилые корпуса во дворах будут разобраны, чтобы стало светлее и просторнее...

Удивительно, что почти все следы войны были стерты в городе буквально за несколько лет. И он стал преображаться. В 1947 году возобновилось строительство метро, в 1948-м появилась Детская железная дорога, в 1950 году был открыт стадион имени Кирова - в ту пору один из самых больших в Европе.

- Восстановление Ленинграда было не просто государственной задачей, но и единым порывом большинства горожан, - говорит Техова. - Слово «победа» было у всех на устах. Ведь раз сумели одолеть такого страшного и коварного врага, то теперь уже все по силам... И ведь техники-то особой не было: многое приходилось делать вручную. Вот на фотографии - колпинские ребята своими силами чинят крышу родной школы...

Трогательно выглядят послевоенные детские игрушки. Резиновый черный кот с поднятым вверх хвостом... Предметы, повторявшие тогдашний мир взрослых, - торговые весы, стиральная доска, керосинка...

Среди экспонатов - альбом «На память Вовочке от папы в Новый 1952-й г.». Отец, служивший в группировке советских войск на территории ГДР, подобрал сыну веселые немецкие открытки - у нас в стране таких тогда не было. Тут же рядом - женский туалетный столик с щипцами для волос, маникюрным набором и парфюмом, в окружении открыток с изображениями тогдашних кумиров-артистов... Рядом - кино- и театральные афиши. Многие наверняка помнят, как не по одному разу ходили смотреть трофейные фильмы - европейские и американские.

Устроители выставки не забыли и о «темной» стороне послевоенного города. Гонениях на Ахматову и Зощенко, разгроме в 1946 году журналов «Звезда» и «Ленинград». Кстати, в последнем была напечатана шуточная фантастическая поэма Александра Хазина «Возвращение Онегина». В ней пушкинскому герою, оказавшемуся в послевоенном Ленинграде, довелось столкнуться в том числе с бытовыми неурядицами, уличным хамством, карточной системой... Ее отменили только в декабре 1947 года. И Зощенко, лишившийся работы и членства в Союзе писателей, остался без карточек. Чтобы было на что жить, ему пришлось идти в обувную артель вырезать стельки...

Посетителей выставки встречает триумфальная арка - мини-копия той, через которую проходили в 1948 году посетители 5-й Ленинградской весенней ярмарки - первой в нашем городе после войны. А следующая, оптовая, прошла на берегах Невы через год. Кстати, именно ее позже, когда началось «ленинградское дело», поставили в вину руководителям города. А завершается выставка материалами, связанными с 250-летием Ленинграда - оно с опозданием было отмечено в 1957 году.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook