Главная городская газета

Кремль для Госдумы

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Недвижимость

Про МЖК, кентавра и про дуб

«Санкт-Петербургские ведомости» продолжают серию публикаций, посвященных жилым домам, построенным в 1970 - 1980-е годы по индивидуальным проектам, и их современной жизни.... Читать полностью

На «Баррикаде»: как живется новоселам по соседству с фабриками?

О чем думают люди, когда покупают квартиры в «сером поясе»? Читать полностью

Деловые улицы Лахты

Вскоре должна начаться пробивка новых улиц вокруг небоскреба «Лахта-центр», который достраивается на берегу Лахтинской гавани. На днях город выбрал на эти работы подрядчика. Читать полностью

Дом на Короленко, 5: дважды герой неорусского стиля

На улице Короленко, 5, завершается строительство большого элитного жилого комплекса по проекту архитектурного бюро Евгения Герасимова. Время обсудить, что приобрел и что потерял облик исторического центра с этой новостройкой. Читать полностью

Новый «дачный» закон. Что внутри?

Садоводческая общественность заранее волнуется, ожидая, что их ждут не лучшие перемены. Читать полностью

«Лоскуты» и фасады. Что происходит с программой ремонта в Петербурге?

Стоит лишь раз глянуть на программу капитального ремонта жилых домов, и сразу ясно: это не городская программа, а сумма программ районных. Читать полностью
Кремль для Госдумы | По воле зодчего Бакланова, сторожевая башня Казанского кремля могла бы «перенестись» на берега Невы. Иллюстрация. Ежегодник Общества архитекторов-художников, 1910 г.

По воле зодчего Бакланова, сторожевая башня Казанского кремля могла бы «перенестись» на берега Невы. Иллюстрация. Ежегодник Общества архитекторов-художников, 1910 г.

Царский манифест 17 октября 1905 года декларировал создание в России Государственной думы. Для заседаний вновь образованного парламента был выделен Таврический дворец. Но профессионалы в лице Петербургского общества архитекторов выступили с инициативой создать эскизные проекты специального здания для этого законодательного учреждения.

Вскоре были составлены условия конкурса, в котором могли принять участие исключительно отечественные архитекторы - «русские зодчие». На конкурс было представлено 12 работ в разных архитектурных вкусах. Пять были выдержаны в русском стиле, но из них была премирована лишь одна работа - проект В. В. Суслова, занявший пятое место.

Владимир Суслов попытался в одной композиции объединить черты русского и неорусского стилей, соединив живописность общего решения с укрупненной, монументальной трактовкой здания. Такая двойственность была характерна для творчества этого мастера, который, по оценке исследователей, своими работами не утверждал, а разрушал русский стиль.

Суслов представил проект под девизом «К свету», но, по иронии, как раз не сумел достичь требуемого условиями конкурса хорошего освещения зала заседаний дневным светом. Оценивая экстерьер проекта Суслова, конкурсное жюри отметило, что «здание имеет немного выставочный характер». Тем самым судьи выделили одну из важнейших особенностей неорусского стиля - стремление к маскировке видимой утилитарности сооружений, к показной сказочности.

Если бы здание Государственной думы по проекту Суслова было построено, оно непременно взяло бы на себя роль акцента в этой части городского центра. И даже классицистическая схема построения плана не смогла бы сгладить неоднозначное впечатление от появления здесь столь яркого и крупного сооружения в духе допетровской архитектуры.

Ни один из проектов не был осуществлен, но сама идея не заглохла совсем - актуальности ей придало обрушение потолка зала заседаний Государственной думы в Таврическом дворце 2 марта 1907 года. Тогда по чистой случайности (потолок рухнул ранним утром) обошлось без жертв. Зал отремонтировали достаточно быстро, но вскоре в печати появились сведения, что в течение трех лет специальное здание для законодателей будет-таки построено. Однако и тут дело застопорилось на стадии бесконечных рассуждений.

Среди этого калейдоскопа идей и замыслов наиболее весомый след оставила серия проектов выпускников Высшего художественного училища при Академии художеств, исполненных в 1910 году. Одна из работ, выполненная Н. Б. Баклановым (в дальнейшем - профессор Академии художеств СССР), учеником мастерской А. Н. Померанцева, развивала идеи русского допетровского зодчества.

В проекте Бакланова компактный центральный объем с залом заседаний Государственной думы выделен огромным куполом, увенчанным шпилем с двуглавым орлом на нем. Центральное ядро здания обведено протяженными корпусами галерейного типа, завершенными башнями разной высоты, что придает проекту асимметрию.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook