Петербург стал центром моды на креатив
Мы и раньше знали, что Петербург - город креативный. Но до сего дня жители северной столицы не догадывались, насколько креативен наш мегаполис. В последние годы серый пояс города на Неве, где с дореволюционных времен размещались заводы и фабрики, был мастерски освоен разнообразными креативными пространствами. Так именуют нынче заброшенные краснокирпичные корпуса ткацких фабрик, напоминающие куличи газгольдеры, хлебозаводы и даже секретные КБ. Бывшие, разумеется. Сегодня мы попробуем разобраться в этом градостроительном феномене.
Бывшая ферма семьи Бенуа на Тихорецком проспекте. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Без скатертей и хрусталя
Мода на лофт-проекты и креативные пространства имеет несколько объяснений. Во-первых, молодежь - один из драйверов общепита и рынка модных вещей - стремительно меняет свои визуальные предпочтения. Еще недавно юношам и девушкам нравились помпезные рестораны и магазины с ярко подсвеченными витринами. Все это олицетворяло «буржуазный стиль» дизайна, оформившийся в «лихие 1990-е». Прийти в кафе, на столиках которого не было скатертей, означало попасть в экосистему лузеров.
В начале XXI века «понтов» поубавилось, на смену им пришла европейская дизайнерская волна, ставшая второй причиной развития лофт-проектов. Петербургская молодежь оценила простоту и в то же время продуманность и комфортность больших пространств, не перегороженных гипсокартонными стенками.
Теперь архитекторы и дизайнеры первым делом задумываются о террасах и балконах общественных зданий, где можно проводить время с видом на город. И при этом чувствовать себя как дома, уютно устроившись на диванах.
Третье объяснение моды на «креатив» - освобождение от производственных функций значительной площади бывших промзон. По ряду причин (например, охрана памятников архитектуры и пр.) собственники не могли просто так снести старые цехи, простаивать имуществу было не резон.
Так и возникли арт-пространства «Бенуа 1890» (бывшая ферма семьи Бенуа на Тихорецком проспекте), «Люмьер-холл» на Обводном канале (бывший газгольдер), музей «Стрит-арт» на шоссе Революции (бывший Завод слоистых пластиков), театральная площадка «Скороход» на Московском проспекте, где ранее располагалась обувная фабрика. Одним из первых был Лофт-проект «Этажи» на Лиговском проспекте, где когда-то размещался хлебозавод. Наконец - проект «Ткачи» в зданиях бывшей бумагопрядильной мануфактуры на Обводном канале. Последним «венцом креатива» стал центр дизайна Artplay на Красногвардейской площади (бывшее здание Центрального конструкторского бюро машиностроения). И это далеко не полный перечень арт-пространств и лофтов северной столицы.
Закон поддержит
Петербургское правительство проявило невиданную активность в создании креативных пространств, и это благое дело было оценено. Наш город наряду с Москвой и Пермью признали национальным лидером по части креативных пространств. Этому предшествовала большая законотворческая и организационная работа.
Петербург стал первым субъектом в стране, официально определившим понятие креативных пространств. Закон направлен не на поддержку крупных проектов, таких как Новая Голландия (им достаточно не мешать), а на малый и средний бизнес.
На площадках Петербургского международного экономического форума идеи креативных пространств поддержали дизайнеры с мировыми именами. Среди них была и президент Международной школы дизайна Надежда Лазарева. «Многие отечественные дизайнеры создали свои мастерские для малосерийного производства и уже начали выпускать продукцию в соответствующих масштабах. С 2014 года в России таких предприятий создано уже более четырехсот. Это хороший базис для дальнейшего развития», - подчеркнула она.
Председатель комитета по инвестициям Петербурга Ирина Бабюк рассказала о том, кто сможет претендовать на льготную аренду (наша газета уже рассказывала об этом городском законе в поддержку малого и среднего бизнеса). «В городе сейчас около 60 креативных пространств, мы свели их в базу, она доступна. Призываем всех креативщиков приходить к нам в комитет, поможем чем можем», - сказала Бабюк.
Председатель комитета по потребительскому рынку и развитию предпринимательства Эльгиз Качаев призвал вспомнить советский опыт, когда на стадии планирования микрорайонов думали о местах для проведения досуга жителей. Он рассказал о Центре развития индустрии моды, паспорт этого проекта п одписал губернатор. Качаев видит в таком проекте механизм продвижения молодых российских дизайнеров и модельеров.
Управляющий директор The Boston Consulting Group Константин Полунин заметил, что в современном мире конкурируют города, а не страны. Причем за людей. «Считать нужно не ВРП (валовой региональный продукт), а то, как распределен креативный класс. Задача экономики города - управляя людьми, землей, недвижимостью, повышать свою конкурентоспособность, привлекать креативный класс. Петербург идет тем же путем, что и Нью-Йорк, Лондон, Берлин», - полагает эксперт.
Дегустационная дипломатия
«Мы привыкли, что креативные пространства - это соединение культуры и экономики, сейчас важно добавить третий компонент - пространственное развитие городов», - уверена вице-президент директор по развитию городской среды фонда «Сколково» Елена Зеленцова. Она рассказала о дизайн-районе в Хельсинки, центре IT-индустрии в Барселоне, а также о районе Шордич в Лондоне, который знаменит кухней разных народов.
«Не важно, сколько креативных кластеров в мегаполисе, - 60 или 100, в СССР мы привыкли развиваться по нормативам. В микрорайоне должно быть столько-то школ, библиотек и так далее. А при этом район - спальник. Окраины городов должны стать привлекательными, в том числе инвестиционно привлекательными. Для этого нужны креативные пространства», - считает эксперт.
Своя творческая среда нужна и малым городам, полагает председатель экспертного совета Союза российских городов Андрей Максимов. В России около 1000 городов с населением до 100 тыс. жителей. При этом ресурсы для их развития ограничены лишь 15% налогов, которые собираются и остаются в таком городе.
Куда уплывают деньги туристов
«Местные администрации не мотивированы искать инвесторов, привлекать их - все равно все доходы заберут», - сказал генеральный директор центра социального проектирования «Платформа» Андрей Фирсов. О своем примере рассказал глава администрации города Суздаль Сергей Сахаров.
«Суздаль - туристический центр с огромным потоком гостей. Но кому достаются деньги, которые привозит турист? Бизнесу, где половина фирм работает по серым схемам, району, который не имеет отношения к туризму, и региональному центру, - объяснил мэр. - Как мы предлагаем решать проблему? Первое: мы лоббируем перераспределение налога на доходы физических лиц. Второе: налог на землю нужно оставить в муниципальном образовании. Третье: турист, который приезжает в малый город, должен платить за въезд. Но для этого необходим соответствующий закон».
Предложения не бесспорные. Например, особый сбор за въезд - как и с кого его брать, ведь турист может жить и не в малом городе, а, допустим, во Владимире? И психологически туристу неприятно платить за воздух. Вы не можете одолеть серые схемы бизнеса, а потому облагаете данью потребителей, решат люди.
Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис призвал обратить внимание на европейский опыт, где небольшие города привлекательны для жизни. У нас же даже в регионах средства на развитие достаются по остаточному принципу. Сейчас президент России обратил внимание на проблему, федеральный конкурс для малых городов вызвал интерес, на него заявилось свыше 450 населенных пунктов, претендующих на 80 призов.
«Идентичность - то, чего часто не хватает малому городу, - подчеркнул Чибис. - Вспомним, каким креативным стал город Мышкин. Он со своими сувенирами в виде мышей стал туристически привлекательным, что поддержало экономический рост этого небольшого населенного пункта, имеющего всероссийскую известность».
Материал был опубликован в газете под № 129 (6238) от 19.07.2018 под заголовком «Креатив на фабричных развалинах».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 129 (6238) от 19.07.2018.
Комментарии