Косыгин «благословил» ЭЖК
Почти 40 лет назад в марте 1978 года журнал «Строительство и архитектура Ленинграда» сообщил о будущей застройке экспериментального 12-го квартала Шувалово-Озерки. Ее идеи - низкая плотность застройки, пешеходные улицы и площади, подземные гаражи, социальная инфраструктура - актуальны и поныне. 12-й квартал был первым. Владимир Попов, почетный президент Союза архитекторов Петербурга, в 1968 - 1986 годах заместитель главного архитектора Ленинграда, был одним из авторов проекта 12-го квартала.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
- Когда начиналась работа над 12-м кварталом Шувалово-Озерки?
- Еще в середине 1950-х годов в СССР стала обсуждаться проблема строительства жилых домов в городах из крупных железобетонных элементов, производимых в заводских условиях. Кирпичное строительство было ручным и дорогим. Монолитный железобетон находится под запретом, непонятно почему.
Но никого не устраивали однообразие и невыразительность пятиэтажек. Постепенно появились дома по 9 - 12 этажей и «точки» до 16 этажей. Потом дома стали набирать из секций, это ленинградское изобретение. Появилась перспектива разнообразия и, что важно, некоторый учет социальных факторов. В пятиэтажках преобладали 1 - 2-комнатные квартиры.
В начале 1970-х годов в Москве в Северном Чертанове появился первый ОПЖР - образцово-показательный жилой район. Этим опытом заинтересовались ленинградские власти.
- Вас командировали в Москву?
- Группа ленинградских специалистов съездила в несколько городов Союза. В частности, побывали и в Вильнюсе, где как раз заканчивалось строительство экспериментального района Лаздинай.
По итогам поездки мы составили подробную программу для разработки концепции новой застройки в Ленинграде.
Выбрали 12-й квартал Шувалово-Озерки - треугольник между Выборгским шоссе, проспектами Энгельса и Луначарского. Площадь территории около 25 гектаров.
- Что было главным в программе?
- Там были учтены социально-демографические факторы. Изучив списки очередников, мы составили потребность в количестве 1-, 2-, 3-, 4-комнатных квартир. Вместе с коллегой Зиновием Каплуновым из «Ленпроекта» собрали на программе и проекте распоряжения правительства все необходимые согласования Госстроя, Госплана, Главснаба и многих других ведомств. «Дотопали» до премьер-министра Алексея Косыгина - и в итоге получили распоряжение Совета министров СССР о проектировании и строительстве в Ленинграде экспериментального жилого квартала (ЭЖК).
- Проектирование поручили институту «Ленпроект» как самому опытному в этом деле?
- Была создана большая проектная группа по ЭЖК во главе с главным архитектором Ленинграда Геннадием Булдаковым, главным инженером института Зиновием Каплуновым и мной.
Кроме разнообразной квартирографии, например, разного жилья для молодых и пожилых семейных пар, квартир на первых этажах для маломобильных с индивидуальными входами и гаражами, мы закладывали современные инженерные решения. В частности, строительство инженерного корпуса для вакуумного мусороудаления.
В домах была предусмотрена система бытового обслуживания, в том числе столы заказов с доставкой продуктов на дом.
Была спроектирована школа с бассейном - новинка для того времени, тремя спортзалами, актовым залом с амфитеатром, большой библиотекой. Некоторые помещения могли по вечерам использовать взрослые.
Мы спланировали внутреннюю торговую улицу параллельно проспекту Энгельса, отделенную от него длинным зданием с торговлей, социальными объектами и общепитом.
Создание ЭЖК синхронизировалось с программой КЛАСС - каталожной ленинградской архитектурно-строительной системой. Чтобы, например, на специализированных предприятиях изготавливали не 8 - 10 марок стеновых панелей, а 100 марок. А разные виды железобетонных блоков позволили бы строить разнообразные дома.
Застройка была разделена на две очереди. Чтобы при возведении первой использовать 70% уже выпускавшихся железобетонных изделий и 30% новых, а во второй - наоборот.
- И что было построено?
- Дом на проспекте Луначарского и шумозащитный галерейно-секционный дом на Выборгском шоссе - первый и единственный в своем роде, школа, два детских сада, инженерный корпус.
- Выходит, до второй очереди дело не дошло... Почему?
- С самого начала у нас не было поддержки партийных властей города. Для них приоритетом была дамба. «Главленинградстрой», объединявший домостроительные комбинаты, не стремился применять программу КЛАСС. Насколько я помню, последнее совещание по ЭЖК состоялось в середине 1980-х годов. Юрий Соловьев, первый секретарь обкома, дал устное поручение его достроить. Но оно не было выполнено, а потом стало не до социально ориентированного строительства.
- Каким же в итоге получился 12-й квартал?
- Скелет квартала сохранился. Но дальше строили по другим проектам без учета социальных аспектов: без квартир для маломобильных, без решения гаражных проблем... Квартирография создавалась из соображений скорейшей продажи, наличие городской очереди уже никто не учитывал. Вдоль проспекта Энгельса построили жилые дома из кирпича. Зачем ждать каких-то новых железобетонных блоков, когда простаивает инженерно-оборудованная земля?..
- Опыт ЭЖК в 12-м квартале может иметь продолжение?
- В теории может - в крупных инвестиционных проектах. Но для этого должна быть единая воля государства и частного капитала.
Комментарии