Костел на Куликовом поле

Через 160 лет после закладки костела Св. Марии на Выборгском римско-католическом кладбище, построенного архитектором Николаем Бенуа, знаменитым мастером неоготики, начался первый этап его реставрации.

Костел на Куликовом поле | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

В 2016 году должна быть проведена реставрация фасадов и крыши с воссозданием шатра колокольни, восстановление исторических оконных проемов и деревянных переплетов, а также металлического декора. Как сообщил нашей газете председатель КГИОП Сергей Макаров, на эти работы из бюджета Петербурга выделены 117,7 млн рублей. Когда позволит финансирование, реставраторы займутся воссозданием внутреннего пространства храма.

У костела, расположенного на Минеральной улице, 21, сложная судьба. Достаточно сказать, что когда храм сооружался, такой улицы не существовало в природе. Как рассказал нам Андрей Гунич, ведущий архитектор института «Ленпроектреставрация», автор проекта реставрации костела, история начинается в 1848 году с просьбы общины о выделении участка для католического кладбища. Через несколько лет было определено место вдоль нынешней Арсенальной улицы. Тогда здесь было Куликово поле, которое использовалось для выпаса общественного скота.

Костел возвели в 1859 году, еще через 20 лет – колокольню по проекту того же Николая Бенуа. Перед революцией число погребенных здесь достигло 40 тысяч человек – это было главное католическое кладбище империи. Из любопытных фактов: там был похоронен кумыкский хан Леонтий Уцмиев, принявший католичество.

В 1922 году пожар уничтожил деревянное убранство храма, в том числе главный резной алтарь. В 1938-м костел закрыли, здание отдали под картофелехранилище. Тогда же было уничтожено само кладбище – по нему пробили продолжение Минеральной улицы, территория стала промзоной. На другие городские некрополи перенесли всего несколько могил: в частности, Константина Данзаса, секунданта Пушкина, художников Федора Бруни и Луиджи Премации. В 1959 году в костеле поселился Агрофизический институт... Только в 2003-м здание было возвращено верующим.

По словам Андрея Гунича, агрофизики поступили с костелом достаточно гуманно. Бетонные перекрытия, разделившие пространство храма на два этажа, не заводились в капитальные стены (это позволит теперь демонтировать перекрытия при восстановлении внутреннего пространства костела), сохранились своды крипты – подземного храма. Стальные стяжки, которые держат своды основного объема и большие круглые окна, были установлены вскоре после строительства из-за осадки здания. Но с тех пор никаких новых деформаций не обнаружено.

В крипте над могилой Николая Бенуа видны небольшие фрагменты мозаичного орнамента. Может быть, под известковой штукатуркой их сохранилось больше. Это предстоит выяснить на следующем этапе реставрации. По воспоминаниям Александра Бенуа, сына архитектора, могилу украшал узорчатый алтарь из итальянского мрамора. От него ничего не осталось.

Вместе с костелом община получила 1,1 гектара кладбищенской территории. На ней сохранилось всего одно надгробие – инженеру Аполлинарию Красовскому из шидловецкого песчаника, в 1870-х годах модного материала. Недавно сильно поврежденный неоготический монумент был законсервирован и терпеливо ждет своего реставрационного часа.



#реставрация #костел

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 127 (5744) от 15.07.2016.


Комментарии