Колокола на ветру времени

Началась комплексная реставрация церкви Покрова Богородицы на Боровой улице, 52.

Колокола на ветру времени | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Уникальный храм с фаянсовым иконостасом был построен в 1890 – 1897 годах на частные пожертвования. Автором проекта был талантливый архитектор-самоучка Николай Никонов. Его самые известные петербургские постройки – Иоанновский монастырь на Карповке и Казанская церковь в Терийоках (ныне – Зеленогорск).

Современники называли девятиглавый кирпичный храм с 45-метровой шатровой колокольней, построенный в духе московской и ярославской архитектуры XVII века, «изящнейшим в столице».

Фаянсовый иконостас был создан на знаменитых кузнецовских фарфоровых мануфактурах, церковь украшали майоликовые киоты, мраморные клиросы и мозаичные полы. Цветные изразцы были помещены на фасады. Они не сохранились, но аналогичные можно увидеть на соседнем Братском доме.

Покровскую церковь закрыли в 1930-е годы, районные власти хотели пустить ее на строительные материалы. Но, уничтожив интерьеры, разобрав главы и шатер колокольни, передумали. Пристроили к алтарной части уродливый кирпичный сарай и приспособили для промышленных цехов. Во время перестройки, в 1989 году, здание отдали баптистской церкви, а после ее переезда в бывший ДК 10-летия Октября в 2012 году храм был передан в безвозмездное пользование РПЦ.

Как сообщил председатель КГИОП Сергей Макаров, в этом году трест «Леноблреставрация» должен сделать дополнительные исследования фасадов, провести укрепление кирпичной кладки и сохранившихся архитектурных деталей. На эти работы из городского бюджета выделены 15,2 млн рублей. Только после завершения обследований можно будет говорить о стоимости следующего этапа – сноса пристройки, завершения реставрации фасадов, воссоздания всех девяти глав и шатра колокольни. Эти работы намечены на 2017 год. Важно, что сохранилось достаточное количество архивных и иконографических материалов для проведения научной реставрации.

По словам Светланы Наливкиной, главного специалиста северных и южных районов КГИОП, несущие конструкции здания крепкие. После «вычинки» кирпича фасады оштукатурят и «распишут» под кладку. Ажурные оконные решетки, вторящие узорам архитектуры, вероятно, придется вынимать, реставрировать и вставлять обратно. По старой винтовой лестнице мы поднялись на колокольню. В хорошем состоянии сохранились деревянные балки, державшие большие колокола. Они постоянно обдуваются ветром, поэтому наш сырой климат им не страшен.

Во дворе, где рабочие ведут установку строительных лесов, в уютном парнике активно зреют помидоры. Настоятель храма отец Александр сообщил нам, что реставраторы бережно относятся к «сельскохозяйственному объекту» и помидорам ничто не угрожает.

Реставраторы керамики из компании «Паллада» уже думают о дальнейших этапах – воссоздании фарфорового иконостаса. Редкая удача: сохранилась его точная копия. Она была сделана для Всемирной выставки 1900 года в Париже и получила золотую медаль. Иконостас был куплен для русской церкви в чешском городе Марианские Лазни. Специалисты несколько раз туда выезжали, сделали подробные обмеры и гипсовые слепки.



#храм #реставрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 143 (5760) от 08.08.2016.


Комментарии