Главная городская газета

Колокола на ветру времени

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Недвижимость

Про МЖК, кентавра и про дуб

«Санкт-Петербургские ведомости» продолжают серию публикаций, посвященных жилым домам, построенным в 1970 - 1980-е годы по индивидуальным проектам, и их современной жизни.... Читать полностью

На «Баррикаде»: как живется новоселам по соседству с фабриками?

О чем думают люди, когда покупают квартиры в «сером поясе»? Читать полностью

Деловые улицы Лахты

Вскоре должна начаться пробивка новых улиц вокруг небоскреба «Лахта-центр», который достраивается на берегу Лахтинской гавани. На днях город выбрал на эти работы подрядчика. Читать полностью

Дом на Короленко, 5: дважды герой неорусского стиля

На улице Короленко, 5, завершается строительство большого элитного жилого комплекса по проекту архитектурного бюро Евгения Герасимова. Время обсудить, что приобрел и что потерял облик исторического центра с этой новостройкой. Читать полностью

Новый «дачный» закон. Что внутри?

Садоводческая общественность заранее волнуется, ожидая, что их ждут не лучшие перемены. Читать полностью

«Лоскуты» и фасады. Что происходит с программой ремонта в Петербурге?

Стоит лишь раз глянуть на программу капитального ремонта жилых домов, и сразу ясно: это не городская программа, а сумма программ районных. Читать полностью
Колокола на ветру времени | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Началась комплексная реставрация церкви Покрова Богородицы на Боровой улице, 52.

Уникальный храм с фаянсовым иконостасом был построен в 1890 – 1897 годах на частные пожертвования. Автором проекта был талантливый архитектор-самоучка Николай Никонов. Его самые известные петербургские постройки – Иоанновский монастырь на Карповке и Казанская церковь в Терийоках (ныне – Зеленогорск).

Современники называли девятиглавый кирпичный храм с 45-метровой шатровой колокольней, построенный в духе московской и ярославской архитектуры XVII века, «изящнейшим в столице».

Фаянсовый иконостас был создан на знаменитых кузнецовских фарфоровых мануфактурах, церковь украшали майоликовые киоты, мраморные клиросы и мозаичные полы. Цветные изразцы были помещены на фасады. Они не сохранились, но аналогичные можно увидеть на соседнем Братском доме.

Покровскую церковь закрыли в 1930-е годы, районные власти хотели пустить ее на строительные материалы. Но, уничтожив интерьеры, разобрав главы и шатер колокольни, передумали. Пристроили к алтарной части уродливый кирпичный сарай и приспособили для промышленных цехов. Во время перестройки, в 1989 году, здание отдали баптистской церкви, а после ее переезда в бывший ДК 10-летия Октября в 2012 году храм был передан в безвозмездное пользование РПЦ.

Как сообщил председатель КГИОП Сергей Макаров, в этом году трест «Леноблреставрация» должен сделать дополнительные исследования фасадов, провести укрепление кирпичной кладки и сохранившихся архитектурных деталей. На эти работы из городского бюджета выделены 15,2 млн рублей. Только после завершения обследований можно будет говорить о стоимости следующего этапа – сноса пристройки, завершения реставрации фасадов, воссоздания всех девяти глав и шатра колокольни. Эти работы намечены на 2017 год. Важно, что сохранилось достаточное количество архивных и иконографических материалов для проведения научной реставрации.

По словам Светланы Наливкиной, главного специалиста северных и южных районов КГИОП, несущие конструкции здания крепкие. После «вычинки» кирпича фасады оштукатурят и «распишут» под кладку. Ажурные оконные решетки, вторящие узорам архитектуры, вероятно, придется вынимать, реставрировать и вставлять обратно. По старой винтовой лестнице мы поднялись на колокольню. В хорошем состоянии сохранились деревянные балки, державшие большие колокола. Они постоянно обдуваются ветром, поэтому наш сырой климат им не страшен.

Во дворе, где рабочие ведут установку строительных лесов, в уютном парнике активно зреют помидоры. Настоятель храма отец Александр сообщил нам, что реставраторы бережно относятся к «сельскохозяйственному объекту» и помидорам ничто не угрожает.

Реставраторы керамики из компании «Паллада» уже думают о дальнейших этапах – воссоздании фарфорового иконостаса. Редкая удача: сохранилась его точная копия. Она была сделана для Всемирной выставки 1900 года в Париже и получила золотую медаль. Иконостас был куплен для русской церкви в чешском городе Марианские Лазни. Специалисты несколько раз туда выезжали, сделали подробные обмеры и гипсовые слепки.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook