Когда колоссы маршируют

Масштабность инженерных и градостроительных замыслов всегда была свойственна России. Особенно это проявилось в 1930-х, когда всерьез обсуждались перспективы поворота сибирских рек, возведения моста через Берингов пролив, а в столице нашей страны многоэтажные здания переезжали с места на место. После войны внимание партии и правительства переключилось на «атомный проект» и освоение космоса, поэтому о повороте рек и передвижении домов забыли. Как выяснилось, не навсегда: перспективы перемещения каменных колоссов оценили петербургские архитекторы, инженеры и градозащитники уже в XXI веке.

Когда колоссы маршируют | Последним из домов, которые перевезли на новое место столичные власти, была редакция газеты «Труд». И случилось это уже в 1970-е. ФОТО Александра СИНЦОВА/ТАСС

Последним из домов, которые перевезли на новое место столичные власти, была редакция газеты «Труд». И случилось это уже в 1970-е. ФОТО Александра СИНЦОВА/ТАСС

Запоздалое совещание

Перемещение зданий давно не является новинкой ни для мира, ни для нашей страны. Но вот северную российскую столицу эксперименты в этой области до сих пор обходили стороной. Просто потому, что город, спланированный как имперская столица, а потом потерявший этот статус, не нуждался в расширении магистралей. А если и есть артерии, где подобная операция пошла бы на пользу (узкие части Невского и Московского проспектов), то там подвижкой одного дома дорожно-транспортный вопрос не решить. Даже без учета исторической ценности проблемы этих проспектов не имеют решения.

Однако в отдельных случаях точечное перемещение пошло бы зданиям на пользу, точнее - дало бы им вторую жизнь. Разговоры об этом приобрели актуальность на фоне истории дома № 3 на Ремесленной улице. Напомним, что это здание (по одним данным, дореволюционной, по другим - послереволюционной постройки) было снесено ради строительства моста через остров Серный.

Уже после произошедшего АО «КБ высотных и подземных сооружений» (КБ ВиПС) представило на совещании вице-губернатора Игоря Албина расчет, что дом можно было сохранить - требовалось лишь передвинуть его.

После этого корреспондент газеты встретился с руководителем архитектурно-планировочного управления КБ ВиПС Михаилом Бимоном. Тот рассказал, какие еще объекты в нашем городе нуждаются в передвижке.

«Для меня очевидно: город - живой организм. В истории Ленинграда - Петербурга с 1970-х было много проектов использования подземных пространств. И каждый раз вставал вопрос: как обеспечить въезд-выезд? Передвижка зданий могла бы дать ответ», - пояснил специалист.

Ваш подъезд «увезли»

Мегаполису не хватает переправ через Неву. Но тоннели предпочтительнее мостов, хоть и дороже. И тут опять встает проблема подъезда в тоннели или на мосты.

Действительно, расширение улиц и площадей, как это было в Москве, для Петербурга не актуально. В Первопрестольной перед зодчими стояла задача превратить большой, но купеческий город в политический центр страны. Поэтому там был накоплен практический опыт передвижения зданий на новую красную линию проспектов. Начали эту работу еще до войны - перенос Моссовета, домов Нарышкина (Глазной больницы, которую не только отодвинули, но и повернули), книгоиздателя Сытина на главной в столице улице Горького и ряд других проектов. Продолжился этот процесс и после войны.

Но вернемся в наш город. Расчеты КБ ВиПС показывают, что перенос дома на Ремесленной (3 этажа, общей площадью 932 кв. м) на 50 метров позволил бы спасти здание, и обошлось бы это в 40,8 млн руб.

Правда, авторы не настаивают на абсолютной точности таких показателей. До сих пор сделаны лишь предварительные расчеты, основанные во многом на трудах Эммануила Генделя. Он руководил передвижкой зданий в Москве в 1930 - 1970-е. Кое-что удалось почерпнуть из зарубежного опыта.

Что же мы имеем? В расчете на квадратный метр здания перенос малоэтажного дома стоит дороже, чем высотного. Например, для одноэтажного дома стоимость переноса составляет около 65% от строительства нового аналогичного дома, для трехэтажного здания - примерно 50%, а для восьмиэтажного - где-то 30%.

Дело в том, что стоимость установки фундамента, работы по подъему здания и устройству путей непропорционально зависят от веса объекта. Сколько проедет здание - 30, 50 или 100 метров - минимально отражается на стоимости работ. Цена рельсов, площадь основания путей и дополнительное время составят проценты от общей стоимости работ и оборудования.

Как цех с завода вышел

Еще одна группа позитивных примеров переноса зданий, по мнению Михаила Бимона, относится к редевелопменту промышленных зон. На территории старых заводов и фабрик есть исторические здания, которые расположены в глубине территории. Парадокс в том, что их мало кто из посторонних видел. Сносить эти здания нельзя, но бывает, что для рационального использования территорий их стоило бы передвинуть.

Любой архитектор заявит, что его здание создано для конкретного места. Одно дело, если творения зодчих формируют площадь или фасад улицы. Но к зданиям в глубине промышленных участков это вряд ли относится. Примеры, которые приводит эксперт, - здания в глубине промышленной застройки в районе Синопской набережной, на Обводном канале, Выборгской стороне и т. д.

Сейчас КБ ВиПС изучает несколько объектов на Канонерском острове (это не горзаказ, а инициативная работа КБ, хотя ее результаты переданы городским властям). Там находятся четыре здания, которые попали в санитарный разрыв от Западного скоростного диаметра (ЗСД). Из них два жилых дома - Канонерский остров, 12, корп. 2, литера А, и Канонерский остров, 16, - технически можно передвинуть на свободную территорию и тем самым вывести их из санитарной зоны. Другие два дома передвигать некуда.

Меньшее зло

«Необходимо отметить, что перенос целых домов упирается и в технические, и в юридические препятствия. Например, нельзя переносить не расселенное полностью многоквартирное здание. Но экономические расчеты показывают, что перемещение некоторых зданий выгодно и девелоперам, и городским властям. Так, передвижение зданий на острове оценивается в 36 - 38 тыс. руб. на квадратный метр квартир, включая работы с инженерными сетями и благоустройством территории. Это дешевле, чем снос прежнего дома и строительство нового жилья для «расселенцев». И по времени передвижка домов быстрее, чем новое строительство», - полагает Михаил Бимон.

Теоретически в Петербурге за ближайшие 20 лет могут быть перемещены десятки зданий. Из них примерно 40% - в интересах девелоперов, а 60% для обеспечения строительства транспортной инфраструктуры. Но не все так однозначно. Профессор заведующий кафедрой оснований и фундаментов Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения Владимир Улицкий принадлежит к лагерю скептиков.

«Я хорошо знаком с технологиями, которые применялись в Москве. Причем в силу моего почтенного возраста я был знаком и с авторами давних опытов. В нашем городе нет нужды все это применять, - резюмировал профессор. - Во-первых, любые перемещения выводят здания из разряда исторических. Хоть на 5 см дом сдвинуть - все. Даже здания периода конструктивизма нельзя перемещать».

Улицкий считает, что снос с воссозданием для дореволюционных зданий, находящихся в пределах охранной зоны, но не являющихся памятниками, это меньшее зло, чем перемещение домов. ДК Капранова, дом Воронихина (Каменноостровский пр., 62) - позитивные примеры. «Да, может быть, это грубо, с элементами плутовства, но это лучше, чем разрушение от ветхости», - пояснил профессор.

По поводу злополучного дома на Ремесленной улице Владимир Улицкий считает, что это действительно дом, построенный до революции (в 1904 - 1906 годах). То есть трогать его формально нельзя. А почему? Это сугубо утилитарная заводская постройка, которая обветшала. Она не стоит 40 миллионов рублей. Надо ли ее так защищать?

«Посмотрите во вторые-третьи дворы Невского проспекта. Их состояние - преступление против города. Я изучал развитие городов Скандинавии. Перемещение зданий в США и Европе бывает, но это исключительные случаи. Например, в финансовом центре ЕС, Франкфурте-на-Майне, были случаи «подвижки» зданий банков. Но там цена земли соответствующая», - замечает профессор.

#дома #перемещение #условия

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Новое поражение ЛенСпецСМУ в суде
30 Октября 2017

Новое поражение ЛенСпецСМУ в суде

Как сообщил читатель газеты Евгений Самойленко, эта история имеет продолжение. Владельцы соседних машиномест пошли по проторенной дорожке - два или три подобных иска уже лежат в суде.

Дорогое удовольствие
23 Мая 2017

Дорогое удовольствие

Усадьбу в Шуваловском парке ждет смена владельца

Выше, шире, дороже
23 Мая 2017

Выше, шире, дороже

Как спортивные объекты меняют облик Петербурга

 Счастье в телескопе
02 Мая 2017

Счастье в телескопе

К северу от перекрестка Пулковского и Волхонского шоссе развернулась стройка первых зданий крупного жилого микрорайона. Многоквартирные дома возводят по соседству с Пулковской обсерваторией...

Усть-Славянка в ожидании «транспортного коллапса»
14 Марта 2017

Усть-Славянка в ожидании «транспортного коллапса»

В Усть-Славянке готовятся ввести в эксплуатацию первые жилые новостройки. Между тем транспортные проблемы этой территории далеки от решения: проект расширения единственного выезда в сторону Петербург...

Новоселу - мирный атом
25 Января 2017

Новоселу - мирный атом

На Октябрьской набережной работает... ядерный реактор - экспериментальная установка расположена прямо посреди городской застройки. И если раньше ее окружали заводы, то сейчас тут растут жилые дома...

Суду дали отмашку
26 Декабря 2016

Суду дали отмашку

Выдано разрешение на строительство зданий Верховного суда на месте бывшего института прикладной химии на проспекте Добролюбова, 14. Высота главного корпуса достигнет 8 этажей, что беспокоит градозащи...

«ЛенСпецСМУ» перед судом
14 Сентября 2016

«ЛенСпецСМУ» перед судом

А ведь хороший он человек – петербургский предприниматель Вячеслав Адамович Заренков. И хозяин, можно не сомневаться, рачительный. И времени зря не теряет. Потому как потерянное время – это недополуче...