Как поумнели дома

Итальянский дизайнер и архитектор Амедео Скварцони в рамках Недели дизайна-2017 прочел в Петербурге лекцию о пользе «отзывчивой архитектуры». По сути, это мечты о доме, который бы реагировал на текущие потребности жильцов. Такие здания архитекторы строили еще в 1970-е и даже раньше.

Как поумнели дома | ФОТО Stockphotomania/Shutterstock

ФОТО Stockphotomania/Shutterstock

Это было время, когда в повседневную жизнь вошли информационные технологии, кибернетика. Тогда возник спрос на футурологию — дома, которые бы улавливали настроение владельцев и, отражая их, создавали бы собственный характер. Тогда же был придуман проект «рабочего города». Движущийся город-робот, он должен был перемещаться «по заявкам» жителей.

Датчики, которые улавливают состояние климата, желания обитателей, команды домашнего компьютера, следующие на основе показаний таких приборов, — все это сегодня повседневность. Хотя «умный» дом — вещь дорогая, а потому малодоступная. Но ведь все это было придумано за двадцать — тридцать лет до сотовых телефонов и дешевой связи по ним, планшетов с сенсорным экраном и широкополосного Интернета. Без вышеназванных инноваций современный «умный» дом немыслим.

Пионером «отзывчивой архитектуры» в начале 1980-х стала Япония. Там стали строить и насыщать электроникой здания, которые отслеживали внешнюю среду, управляли режимом освещения в доме в течение суток и пр. Сенсоры определяли уровни шума и ветра на улице.

Прорывным для всей планеты стало строительство здания Института арабского мира в Париже (завершено в 1987 году), считает Амедео Скварцони. Спроектировал институт французский архитектор Жан Нувель. Ему удалось блестяще синтезировать восточные и западные традиции и самые современные технологии.

Стена этого здания состоит из 240 алюминиевых панелей с титановыми диафрагмами, которые реагируют на изменение уровня освещения. Подобно диафрагмам фотоаппаратов, они открывались — закрывались. Так решались две задачи: экономическая (снижаются затраты на освещение и кондиционирование) и эстетическая (получилось красивое подобие восточного цветочного орнамента).

Зданию уже 30 лет, и оно не устарело. Когда же строители ушли с площадки, увиденное ошеломило архитектурное сообщество. Моделирование света, прозрачности, использование солнечных батарей — все было в новинку. Современные панели, из которых строят здания, делают из инновационных материалов, многослойными. Цифровые технологии проектирования помогают создавать бесконечное число форм подобных фасадов.

Стали явью и дома-трансформеры. Например, здания в Абу-Даби создают тень. При необходимости помещения внутри дома защищаются от солнечного света, но зато можно изнутри наблюдать местность. Зодчий вспомнил о Сингапуре с его жилмассивом «Сады у залива». Крыши тамошних домов стеклянные, датчики определяют влажность, температуру на улице. Части этой чудо-крыши закрываются-открываются, как закрылки у самолета. До сих пор на это зрелище собираются туристы и просто зеваки. Так технология, реализованная в «душевных и умных» домах, переходит в категорию искусства.

Вот недавний пример новой восточной архитектуры — построенный в 2005 году небоскреб в виде параллелепипеда, который легко поворачивается. Так, чтобы к свету дом всегда был обращен самым узким краем, дабы защититься от палящих лучей солнца.

«Есть очень много аспектов, которые характеризуют современную архитектуру. Главный из них — это свобода. Классическая архитектура подчинялась правилам, установленным греками и римлянами, готическая и романская архитектура имела конкретный и хорошо узнаваемый язык и элементы. Современная же не подчиняется никаким правилам. Архитектура — это место, которое человек построил для того, чтобы выжить в мире. А дизайн — это то, что делает архитектуру местом, где человек может действительно жить и наслаждаться жизнью», — резюмировал Амедео Скварцони.

#Амедео Скварцони #умный дом

Комментарии