Гондольер при Доме радио

Всем известно здание нынешнего Дома радио (Итальянская ул., 27, - Малая Садовая ул., 2), построенное в 1912 - 1914 гг. для Санкт-Петербургского благородного собрания братьями Василием, Владимиром и Георгием Косяковыми в стиле неоклассицизма с элементами модерна. Менее известно, что строительству предшествовал довольно масштабный конкурс проектов. Участники этого соревнования представили на суд жюри 34 работы, из которых ни одна, однако, не была принята к осуществлению.

Гондольер при Доме радио | Чересчур фривольный дизайн здания показался заказчикам несоответствующим сути постройки, где должно было разместиться Петербургское благородное собрание. Иллюстрация (проект Л. Р. Сологуба «Снег»): ежегодник Общества архитекторов-художников. 1912

Чересчур фривольный дизайн здания показался заказчикам несоответствующим сути постройки, где должно было разместиться Петербургское благородное собрание. Иллюстрация (проект Л. Р. Сологуба «Снег»): ежегодник Общества архитекторов-художников. 1912

В здании предполагалось разместить клуб с театральной сценой, квартиры для обслуживающего персонала и помещения для магазинов, которые планировалось сдавать в аренду. В подвалах помимо технических помещений следовало спроектировать винный погреб.

Весной 1912 г. были подведены итоги конкурса. Среди девизов, под которыми подавались работы, выделяются слоганы, прямо указывающие на развлекательную составляющую здания: «Тройка, семерка, туз», «Карты, вино, женщины». Некоторые проекты были отметены с ходу как «заведомо неудовлетворительные», обладающие «крупными недостатками». С остальными проектами можно было работать, оценивать их подробнее.

Конкурс проводился в период популярности стиля, который в современном искусствоведении получил название «неоклассицизм». Неудивительно, что в большинстве работ в той или иной степени обыгрывается ордерная тема. Как правило, это колоннады, объединяющие два этажа, и «подыгрывающие» им аркады.

Не случайно 1-ю премию (3 тыс. руб.) заработали соавторы Н. Л. Марков и Ф. М. Плюцинский, работа которых пронизана характерными для русского классицизма спокойным величием и благородной простотой. Оригинальный вариант представил Н. В. Васильев (4-я премия) - обобщенную монументальную композицию, где традиционные колонны заменены прямоугольными столбами-пилонами, лишенными баз и капителей. В творчестве этого мастера подобные образы встречаются часто.

Некоторые авторы пошли по пути почти прямого цитирования классицистических зданий - причем копировали не только их экстерьеры, но и планировку. Эта «фотографическая точность» не могла привести к положительному результату. Так, по отзыву жюри, один из конкурентов «в основу композиции положил подражание угловому барскому дому эпохи Павла I и Александра I с ротондой на углу» и, в соответствии с планировкой частного дома той эпохи, нарезал относительно небольшие помещения. В результате разбивка интерьеров совершенно выбилась из условий программы: вместо требуемой заданием одной большой столовой были спроектированы четыре помещения малой площади.

Оригинальное, но малоподходящее петербургской погоде решение представил Н. Н. Веревкин, получивший 3-ю премию. Он предложил разместить над частью здания на уровне четвертого этажа «висячий сад» с павильоном-ротондой в его центре. Интересно, как часто могла бы использоваться эта озелененная открытая всем ветрам «итальянская» терраса в условиях сурового нестабильного северного климата?

Примечательный казус произошел с одним из участников конкурса Л. Р. Сологубом, представившим проект под «северным» девизом «Снег». Этот автор вместо указанной в задании Екатерининской улицы (сейчас Малая Садовая) ставит здание на... Екатерининском канале (сейчас канал Грибоедова)! Разумеется, такая оплошность не прошла мимо внимания комиссии судей. С чем связана такая ошибка зодчего? Дело в том, что в условиях не был указан точный адрес, а лишь обрисованы габариты проектируемого здания и его положение - на углу Итальянской и Екатерининской улиц.

Поскольку к заданию на этот раз не был приложен план участка (обыкновенно условия конкурса снабжались подобными планами, помогавшими конкурентам точно «привязать» проект к местности), а Итальянская улица пересекалась и с Екатерининской улицей, и с одноименным каналом, то, очевидно, Сологуб неверно определил место постройки. Зато эта ошибка позволила создать яркий, можно сказать, даже фантастический, проект.

На канал смотрит величественное здание с высокими крышами, придающими постройке динамичный силуэт. Архитектор отказался от каких-либо ордерных композиций, создав выразительный фасад с помощью компоновки разных по размерам и формам окон, украшенных подобием каменной ажурной резьбы. Такую можно видеть на венецианских палаццо, что на берегу Гранд-канала. Картину дополняет изображенный на чертеже гондольер, ловко орудующий длинным веслом...

Сологуб предлагал выделить здание и цветом. Белоснежные наличники должны были контрастно смотреться на фоне охристо-желтых стен и угольно-черных крыш. Однако жюри не понравилась такая подача экстерьеров: «Фасады хотя и оригинальны, но мало подходящи для данного случая, а утрированно яркая раскраска убивает приятные детали». В результате работа осталась без премии, и оценить этот неординарный проект мы сейчас можем только по чертежам.

#Дом радио #Благородное собрание #история строительства

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новое поражение ЛенСпецСМУ в суде
30 Октября 2017

Новое поражение ЛенСпецСМУ в суде

Как сообщил читатель газеты Евгений Самойленко, эта история имеет продолжение. Владельцы соседних машиномест пошли по проторенной дорожке - два или три подобных иска уже лежат в суде.

Дорогое удовольствие
23 Мая 2017

Дорогое удовольствие

Усадьбу в Шуваловском парке ждет смена владельца

Выше, шире, дороже
23 Мая 2017

Выше, шире, дороже

Как спортивные объекты меняют облик Петербурга

 Счастье в телескопе
02 Мая 2017

Счастье в телескопе

К северу от перекрестка Пулковского и Волхонского шоссе развернулась стройка первых зданий крупного жилого микрорайона. Многоквартирные дома возводят по соседству с Пулковской обсерваторией...

Усть-Славянка в ожидании «транспортного коллапса»
14 Марта 2017

Усть-Славянка в ожидании «транспортного коллапса»

В Усть-Славянке готовятся ввести в эксплуатацию первые жилые новостройки. Между тем транспортные проблемы этой территории далеки от решения: проект расширения единственного выезда в сторону Петербург...

Новоселу - мирный атом
25 Января 2017

Новоселу - мирный атом

На Октябрьской набережной работает... ядерный реактор - экспериментальная установка расположена прямо посреди городской застройки. И если раньше ее окружали заводы, то сейчас тут растут жилые дома...

Суду дали отмашку
26 Декабря 2016

Суду дали отмашку

Выдано разрешение на строительство зданий Верховного суда на месте бывшего института прикладной химии на проспекте Добролюбова, 14. Высота главного корпуса достигнет 8 этажей, что беспокоит градозащи...

«ЛенСпецСМУ» перед судом
14 Сентября 2016

«ЛенСпецСМУ» перед судом

А ведь хороший он человек – петербургский предприниматель Вячеслав Адамович Заренков. И хозяин, можно не сомневаться, рачительный. И времени зря не теряет. Потому как потерянное время – это недополуче...