Гондольер при Доме радио

Всем известно здание нынешнего Дома радио (Итальянская ул., 27, - Малая Садовая ул., 2), построенное в 1912 - 1914 гг. для Санкт-Петербургского благородного собрания братьями Василием, Владимиром и Георгием Косяковыми в стиле неоклассицизма с элементами модерна. Менее известно, что строительству предшествовал довольно масштабный конкурс проектов. Участники этого соревнования представили на суд жюри 34 работы, из которых ни одна, однако, не была принята к осуществлению.

Гондольер при Доме радио | Чересчур фривольный дизайн здания показался заказчикам несоответствующим сути постройки, где должно было разместиться Петербургское благородное собрание. Иллюстрация (проект Л. Р. Сологуба «Снег»): ежегодник Общества архитекторов-художников. 1912

Чересчур фривольный дизайн здания показался заказчикам несоответствующим сути постройки, где должно было разместиться Петербургское благородное собрание. Иллюстрация (проект Л. Р. Сологуба «Снег»): ежегодник Общества архитекторов-художников. 1912

В здании предполагалось разместить клуб с театральной сценой, квартиры для обслуживающего персонала и помещения для магазинов, которые планировалось сдавать в аренду. В подвалах помимо технических помещений следовало спроектировать винный погреб.

Весной 1912 г. были подведены итоги конкурса. Среди девизов, под которыми подавались работы, выделяются слоганы, прямо указывающие на развлекательную составляющую здания: «Тройка, семерка, туз», «Карты, вино, женщины». Некоторые проекты были отметены с ходу как «заведомо неудовлетворительные», обладающие «крупными недостатками». С остальными проектами можно было работать, оценивать их подробнее.

Конкурс проводился в период популярности стиля, который в современном искусствоведении получил название «неоклассицизм». Неудивительно, что в большинстве работ в той или иной степени обыгрывается ордерная тема. Как правило, это колоннады, объединяющие два этажа, и «подыгрывающие» им аркады.

Не случайно 1-ю премию (3 тыс. руб.) заработали соавторы Н. Л. Марков и Ф. М. Плюцинский, работа которых пронизана характерными для русского классицизма спокойным величием и благородной простотой. Оригинальный вариант представил Н. В. Васильев (4-я премия) - обобщенную монументальную композицию, где традиционные колонны заменены прямоугольными столбами-пилонами, лишенными баз и капителей. В творчестве этого мастера подобные образы встречаются часто.

Некоторые авторы пошли по пути почти прямого цитирования классицистических зданий - причем копировали не только их экстерьеры, но и планировку. Эта «фотографическая точность» не могла привести к положительному результату. Так, по отзыву жюри, один из конкурентов «в основу композиции положил подражание угловому барскому дому эпохи Павла I и Александра I с ротондой на углу» и, в соответствии с планировкой частного дома той эпохи, нарезал относительно небольшие помещения. В результате разбивка интерьеров совершенно выбилась из условий программы: вместо требуемой заданием одной большой столовой были спроектированы четыре помещения малой площади.

Оригинальное, но малоподходящее петербургской погоде решение представил Н. Н. Веревкин, получивший 3-ю премию. Он предложил разместить над частью здания на уровне четвертого этажа «висячий сад» с павильоном-ротондой в его центре. Интересно, как часто могла бы использоваться эта озелененная открытая всем ветрам «итальянская» терраса в условиях сурового нестабильного северного климата?

Примечательный казус произошел с одним из участников конкурса Л. Р. Сологубом, представившим проект под «северным» девизом «Снег». Этот автор вместо указанной в задании Екатерининской улицы (сейчас Малая Садовая) ставит здание на... Екатерининском канале (сейчас канал Грибоедова)! Разумеется, такая оплошность не прошла мимо внимания комиссии судей. С чем связана такая ошибка зодчего? Дело в том, что в условиях не был указан точный адрес, а лишь обрисованы габариты проектируемого здания и его положение - на углу Итальянской и Екатерининской улиц.

Поскольку к заданию на этот раз не был приложен план участка (обыкновенно условия конкурса снабжались подобными планами, помогавшими конкурентам точно «привязать» проект к местности), а Итальянская улица пересекалась и с Екатерининской улицей, и с одноименным каналом, то, очевидно, Сологуб неверно определил место постройки. Зато эта ошибка позволила создать яркий, можно сказать, даже фантастический, проект.

На канал смотрит величественное здание с высокими крышами, придающими постройке динамичный силуэт. Архитектор отказался от каких-либо ордерных композиций, создав выразительный фасад с помощью компоновки разных по размерам и формам окон, украшенных подобием каменной ажурной резьбы. Такую можно видеть на венецианских палаццо, что на берегу Гранд-канала. Картину дополняет изображенный на чертеже гондольер, ловко орудующий длинным веслом...

Сологуб предлагал выделить здание и цветом. Белоснежные наличники должны были контрастно смотреться на фоне охристо-желтых стен и угольно-черных крыш. Однако жюри не понравилась такая подача экстерьеров: «Фасады хотя и оригинальны, но мало подходящи для данного случая, а утрированно яркая раскраска убивает приятные детали». В результате работа осталась без премии, и оценить этот неординарный проект мы сейчас можем только по чертежам.

#Дом радио #Благородное собрание #история строительства

Комментарии