2Vtzqv4Hz9U

Дом на Короленко, 5: дважды герой неорусского стиля

На улице Короленко, 5, завершается строительство большого элитного жилого комплекса по проекту архитектурного бюро Евгения Герасимова. Время обсудить, что приобрел и что потерял облик исторического центра с этой новостройкой.

Дом на Короленко, 5: дважды герой неорусского стиля | Фото Александра Дроздова

Фото Александра Дроздова

Место оказалось изначально скандальным. На данном земельном участке находились автобаза и металлообрабатывающий завод. Прежний владелец настаивал на том, что все здания были построены в советское время, их, по закону, можно снести как не исторические. Градозащитники утверждали, что часть построек была возведена до 1917 года и в них находились казармы и конюшни 1-й артиллерийской бригады. Тогда эти здания исторические и «несносные». Ситуацию усложняло то, что в одних документах указана дата постройки 1938 - 1972 годы. В других - 1917-й, что делается для любого дореволюционного дома, если время его создания точно неизвестно.

Были найдены кирпичи, произведенные фирмой, прекратившей выпуск продукции в 1913 году. На что девелоперы возражали: ленинградские власти распорядились пустить кирпич от разобранных конюшен на строительство автобазы. И вспомнили, что собор Св. Петра в Ватикане возводили с помощью стройматериалов, оставшихся в римском Колизее. Общественность убеждала: стилистика трехэтажного здания с рустом слишком далека от советских утилитарных построек, где сталинский ампир не использовался.

Стороны так и не смогли прийти к консенсусу, в итоге гаражи снесли, а градозащитники занесли адрес - улица Короленко, 5, - в список петербургских исторических домов, которые были омоложены путем несложных операций с документами. Например, если эксперт видит в историческом здании советскую бетонную балку, что мешает ему изменить датировку.

Попробуем предположить, что казармы уцелели. Понятно, что ни гараж, ни завод в центре города неприемлемы. Тогда путь один - создание многофункционального общественного пространства под крышей и во дворе. Но это большие бюджетные расходы. Рискну предложить (сейчас уже только для подобных ситуаций в будущем) другой вариант. Долго искали место для строительства новой сцены МДТ - Театра Европы. Улица Короленко выглядит предпочтительнее, чем Звенигородская, хотя и несколько дальше от метро. Плотная городская застройка для театра лучше бывшего Семеновского плаца, на котором в градостроительном смысле ничего, кроме ТЮЗа, уже не требуется.

Что касается нового жилого комплекса, то дискуссия о его внешних качествах уже началась на популярном сайте citywalls.ru, где, кстати, опубликовано несколько интересных фотографий прежних зданий. Пока преобладает мнение «чужеродное». С этим утверждением можно соглашаться, особенно это касается стерильного белого цвета фасадов. Хотя в застройке «писательских» улиц - Жуковского, Некрасова, Чехова - можно найти много перекличек.

На сайте мастерской Евгения Герасимова подробно рассказано про архитектурную идею комплекса: «Архитектурные решения главных фасадов преемственно развивают композиционные приемы неорусского стиля раннего модерна, основанного на опыте народного искусства и древнерусского зодчества. Данные архитектурные решения характерны для зданий в неорусском стиле, построенных на рубеже ХIХ - ХХ веков.

Ярким примером служат Федоровский городок в Царском Селе и Государственный банк в Нижнем Новгороде (арх. В. А. Покровский). Верхние торговые ряды (ГУМ) в Москве (арх. А. Н. Померанцев), Ярославский вокзал в Москве (арх. Ф. О. Шехтель)».

Прошу извинить за длинную цитату, но она показывает, что авторы сознательно создавали ретроспективизм в квадрате, ремейк на ремейк. Названные предшественники использовали мотивы древнерусской архитектуры, наши современники - мотивы по мотивам. Продуктивен ли этот путь для развития современного зодчества?

Еще более важным недостатком является массивность комплекса. Даже высота 5 - 9 этажей среди сравнительно узких улиц оказывается слишком большой, здание подавляет. Чтобы избежать такого впечатления, в имиджах, выложенных на сайтах бюро и девелопера, сделан визуальный «отступ», невозможный в реальности.

Подобная история произошла и с другим элитным домом по проекту мастерской Евгения Герасимова, он расположен на набережной реки Мойки, 102. Шести этажей оказалось достаточно, чтобы подавить застройку соседнего переулка Матвеева.

Материал был опубликован в газете под № 085 (6194) от 16.05.2018 под заголовком «Дважды герой неорусского стиля».

#дом #строительство #жилье

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 085 (6194) от 16.05.2018.


Комментарии