Чудеса у Красного моста

Универмаг «У Красного моста» (он находится возле одноименной переправы через Мойку) показал, что при наличии денег и желания можно сочетать проверенные временем архитектурные формы с самыми современными технологиями. Напомним, с начала ХХ столетия здесь квартировала фирма «Эсдерс и Схейфальс», которая продавала готовую мужскую и женскую одежду. Стоявшее там старое здание ее не устраивало - купцам хотелось развернуться с европейским шиком.

Чудеса у Красного моста | Возвращение бога торговли заметно за версту. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Возвращение бога торговли заметно за версту. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В 1906 - 1907 годах по проекту архитекторов Владимира Александровича Липского и Константина Николаевича де Рошефора было построено пятиэтажное здание с куполом. Это великолепный образец модерна (в смысле, ар-нуво): ясная геометрия фасада, окна разной формы и размера (от малых до огромных), штукатурный растительный орнамент, металлический каркас. Со стороны Гороховой улицы был небольшой аттиком (декоративная стенка) с фамилиями владельцев. Тогда этот архитектурный проект считался спорным: дело в том, что купол и шпиль нарушали общий архитектурный ансамбль Петербурга. Тем не менее здание было построено с такими элементами.

После революции элитной торговли готовым платьем в стране не стало. Но специализацию дом сохранил, только теперь одеждой тут не торговали, ее здесь шили. Менялись названия производств: швейная фабрика имени В. Володарского, «Большевичка», ФОСП...

В новые времена стало ясно, что держать производство в квартале с «золотой» землей - занятие малоперспективное. Когда швейную фабрику выкупила компания «БТК-групп», производство перенесли на основную площадку на Софийскую улицу. Там появился «мозговой центр», открывший подразделения во многих регионах страны. Главное - производство не только сохранилось, но и модернизировалось до мирового технологического уровня. Правда, на Софийской шьют теперь не мужские костюмы, а форму для армии и других силовых структур.

Какова же судьба памятника модерна? В 2010 году началась его реконструкция (вместе с соседними зданиями), им даже вернули торговую функцию. Обновленный торговый дом Au pont rouge («Красный мост» по-французски) открыли летом 2015-го. К созданию интерьеров были привлечены ведущие мировые дизайн-студии: Christopher jennerи, Rafael de Cardenas, Cheungvogl.

По замыслу девелоперов, новый универмаг должен был превратиться в многофункциональное пространство, где торговля соседствует с почти что музейными пространствами. И это во многом удалось - правда, пока работают 4 этажа из 6. Каждый этаж совершенно разный, но любой поражает своим убранством.

Парадный первый, выполненный в гротескной классике, погружает в мир Зазеркалья из сказки про Алису. Изогнутые линии, мозаика на полу, лепнина на потолке, деревянная мебель из массива дуба с мраморной инкрустацией и литье в стиле футуристического ар-нуво.

На втором этаже располагается магазин косметики. Здесь абсолютно иной принцип организации пространства. Белоснежный интерьер с элементами хай-тека. Стоит отметить роботизированую систему хранения и продажи товара, когда даже покупка зубной щетки превращается в шоу технологий.

Третий этаж также потрясающий по дизайну, особенно угловое пространство с потолком из нержавеющих полированных цилиндров. Но вот четвертый этаж, откровенно говоря, не впечатляет: обычные торговые места. Видимо, запала не хватило.

Руководитель архитектурной мастерской AMD architects Максим Батаев, принимавший участие в авторском надзоре и адаптации дизайн-проектов к отечественным реалиям, поделился с «СПб ведомостями» своими впечатлениями от проекта. «Там совершенно нереальные интерьеры. Удивительно, что девелоперы в России пошли на это. Очень высокого качества как сам дизайн, так и материалы. И, несмотря на то что проект реализован лишь на 70% от изначального замысла, сделано все великолепно», - отметил Батаев.

Пока неизвестно, будет ли реализован хотя бы частично проект Кенго Кумы, подготовленный мэтром для 5 - 6-го этажей. Этот японский архитектор считается одним из самых сильных зодчих современности, воплощение его замысла в Петербурге должно стать подарком городу.

Когда-то критики сочли, что вторжение в небесную линию было архитектурной ошибкой: рекламного назначения доминанта, спорящая с Адмиралтейством, храмами и возвышающаяся над Зимним дворцом. Шпиль-кадуцей (жезл Меркурия) над Мойкой казался примером безвкусицы и знаком триумфа бога торговли над сакральным пространством империи.

В наши дни раздавались голоса, что демонтаж этих украшений в советское время был не варварством, а избавлением от дисгармонии. В итоге победило решение восстановить фасад так, как он был задуман его зодчими. И уже стало ясно, что небо новая-старая «игла» не портит.


#архитектура #бизнес

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (5816) от 25.10.2016.


Комментарии