Что за фасадом старой англиканской церкви

По просьбе «Санкт-Петербургских ведомостей» КГИОП и театр «Мюзик-холл» организовали пресс-тур в дом англиканской церкви Иисуса Христа на Английской наб., 56. Увиденное нами вселяет сдержанный оптимизм.

Что за фасадом старой англиканской церкви | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Любителям истории Петербурга со стажем этот адрес говорит о многом. С 1970-го по 1999 год здесь находилось Городское экскурсионное бюро, известный ГЭБ, советский монополист в просветительской деятельности пешком и на автобусах. По утрам экскурсоводы в ожидании раздачи нарядов собирались на первом этаже в бывшей квартире капеллана. Иногда они поднимались на второй этаж, где в роскошном, но разделенном на отсеки церковном зале работали методисты ГЭБ. Глядя на надпись над алтарем The same yesterday, today and forever («Одно и то же вчера, сегодня и всегда»), экскурсоводы размышляли: пора расширять свой репертуар...

Сейчас церковный зал - единственный сохранившийся в здании исторический интерьер - освобожден от перегородок и представляет собой интересное сочетание классицизма с колоннами и пилястрами и викторианской эклектики с английскими витражами (единственными в России) и мозаичными панно, созданными в мастерской Павла Чистякова в Академии художеств. У западной стены сохранилась каменная купель Кваренги. Аура подлинности здесь ощущается физически.

Английская фактория обосновалась в Петербурге в 1723 году, тогда же появилась англиканская церковь на Галерной улице. На нынешнем месте английская кирха была построена в 1754 году, тогда набережная называлась Галерной. Современный облик здание приобрело в 1814-м благодаря таланту Джакомо Кваренги. Он использовал свой фирменный прием - портик с треугольным фронтоном. На крыше были установлены три скульптуры - Вера, Надежда, Милосердие. Центральное подвальное окно сторожили два каменных сфинкса.

Во второй половине XIX века здание дважды незначительно перестраивалось Александром Пелем и Константином Болтенгатеном. Кроме 13 английских витражей прихожане заказали в Англии орган в дубовом корпусе с трубами декорированными росписью. Для алтаря была выполнена копия эрмитажной картины Рубенса «Снятие с креста». Тогда же появились росписи на колоннах цветами, листьями и плодами в духе викторианской эпохи.

Англиканскую церковь закрыли в 1919 году. Бурный ХХ век был относительно милосерден к зданию, хотя во время блокады в него попало четыре снаряда, исчезли сфинксы перед фасадом, скамьи в церковном зале, инкрустированные полы «забрали» простым паркетом.

В начале 1990-х годов церковный зал арендовали новые русские бизнесмены первой волны, которые превратили его в сувенирную лавку для туристов с круизных лайнеров. В 2001 году дом англиканской церкви передали Санкт-Петербургской консерватории, но за 15 лет она не нашла денег на реставрацию здания, и в прошлом году дом отдали театру «Мюзик-холл» для создания концертного зала классической музыки «На Английской набережной».

Как сообщил председатель КГИОП Сергей Макаров, подготовлено реставрационное задание на проведение работ по сохранению памятника. Необходим ремонт кровли и перекрытий, капитальная реставрация органа постройки 1877 года, который в советские времена лишился 40 процентов труб. Двадцать лет назад были отреставрированы витражи, но они сложены в церковном зале - чтобы установить в проемах окон, необходимо проверить их состояние.

Пока нет проекта, рано говорить о стоимости реставрационных работ. Многое будет зависеть от предстоящей до летних каникул в ЗакСе корректировки городского бюджета на 2017 год, в него должны попасть расходы на реставрацию дома англиканской церкви.

На первом этаже главного корпуса в бывшей квартире капеллана предполагается разместить технические службы концертного зала. Мюзик-холл получил и часть боковых флигелей, в которых самое место для артистических комнат.

Мы заглянули туда. Видны попытки ремонта - вынуты дверные коробки, где-то даже установлены бетонные перекрытия на стальных балках, но где-то перекрытий нет совсем. Выходим во двор. По его периметру Кваренги живописно разместил разноэтажные службы и каретные сараи. Настоящий старый Петербург начала XIX века. В таком жил Пушкин.

К реальности возвращает автомобиль без колес, стоящий на козлах посреди двора. Увидев нас, громко мяукает явно голодная кошка. Двор давно стал коммуналкой: здесь и жилье, и государственные организации и частные конторы. Около заднего фасада главного корпуса обнаруживаем остовы скульптур. Да, это они - Вера, Надежда и Милосердие.

Возвращаемся в церковный зал. Директор театра «Мюзик-холл» Юлия Стрижак говорит о том, что в 2018 году предполагается поставить на ремонт Народный дом, где сейчас располагается театр. Идеально было бы до этого времени провести самые неотложные работы в доме на Английской набережной, чтобы там можно было проводить камерные концерты с публикой.

Театр сознает, какое здание он получил. Последователи англиканской веры - как иностранцы, работающие в Петербурге, так и горожане, получат возможность проводить богослужения на Рождество, Пасху и другие праздники. Но все понимают, что только государство может обеспечить должную реставрацию памятника архитектуры.

На днях дом англиканской церкви посетил принц Майкл Кентский. Для английских гостей оркестр театра, он называется «Северная симфония», во главе с маэстро Фабио Мастранджело исполнил произведения русских и британских композиторов. Это было первое выступление оркестра на площадке, которая в будущем может стать его домом.

В разговоре с английской делегацией представители Мюзик-холла обсуждали идею реставрации единственного в России английского органа на средства британских благотворителей. Понадобятся и технические консультации. Фирма - производитель органа давно канула в Лету.

Статья опубликована в номере газеты «Санкт-Петербургские ведомости» от 05.04.2017 под заголовком «Остов Веры».



#реставрация #КГИОП #церковь

Комментарии