Главная городская газета

Что ни двор, то памятник

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Недвижимость

Про МЖК, кентавра и про дуб

«Санкт-Петербургские ведомости» продолжают серию публикаций, посвященных жилым домам, построенным в 1970 - 1980-е годы по индивидуальным проектам, и их современной жизни.... Читать полностью

На «Баррикаде»: как живется новоселам по соседству с фабриками?

О чем думают люди, когда покупают квартиры в «сером поясе»? Читать полностью

Деловые улицы Лахты

Вскоре должна начаться пробивка новых улиц вокруг небоскреба «Лахта-центр», который достраивается на берегу Лахтинской гавани. На днях город выбрал на эти работы подрядчика. Читать полностью

Дом на Короленко, 5: дважды герой неорусского стиля

На улице Короленко, 5, завершается строительство большого элитного жилого комплекса по проекту архитектурного бюро Евгения Герасимова. Время обсудить, что приобрел и что потерял облик исторического центра с этой новостройкой. Читать полностью

Новый «дачный» закон. Что внутри?

Садоводческая общественность заранее волнуется, ожидая, что их ждут не лучшие перемены. Читать полностью

«Лоскуты» и фасады. Что происходит с программой ремонта в Петербурге?

Стоит лишь раз глянуть на программу капитального ремонта жилых домов, и сразу ясно: это не городская программа, а сумма программ районных. Читать полностью
 Что ни двор, то памятник |

Итоги заседания Совета по сохранению культурного наследия по вопросу создания атриума в западном дворе Михайловского дворца с лихвой подтвердили наши предположения, высказанные в номере газеты за понедельник. Совет единогласно отклонил проект, который предлагает перекрытие россиевского двора и разделение его пространства на три этажа.

Обсуждение в Академическом зале среди картин Федора Бруни и Александра Иванова проходило мирно. Владимир Баженов, заместитель директора Русского музея по комплексной реконструкции и капитальному ремонту, исполняющий обязанности директора в отсутствие Владимира Гусева, сообщил, что учреждение получило шесть предписаний с требованием выполнить закон и обеспечить доступ для маломобильных посетителей. Для этого во дворе надо построить лифт. Конференц-зал в центральном музейном здании тоже необходим...

Главный архитектор проекта Виктор Сахновский из бюро «ЛенПолпроект» убеждал членов совета, что атриум будет сооружен щадящими методами: в землю на глубину 1,7 метра аккуратно закопают четыре колонны и на них положат фундамент первого атриумного этажа. Это замечание эксперты выслушали спокойно. Когда архитектор сообщил, что для установки стеклянной крыши потребуется завести в исторические стены 32 двутавровые балки, они насторожились...

Еще больше они удивились, когда на вопрос о предметах охраны во дворе Сахновский заметил: по имеющимся у него материалам, это «двор в плане», то есть нельзя изменять его размеры 10 х 14 метров.

Но можно расшить под дверные проемы восемь окон. На это последовало замечание одного из членов совета, что в портфолио бюро нет заметных работ по приспособлению памятников и прежде чем браться за одну из лучших построек Карла Росси, хорошо бы «поупражняться» на чем-нибудь более простом.

Из вопросов-ответов выяснилось: предметы охраны Михайловского дворца не утверждены. После чего начался разбор проекта «по косточкам». В частности, эксперты требовали не пробивать дверь в северном фасаде дворца, выходящем в Михайловский сад, и не уродовать южный фасад пандусом. Никто не спорит - надо выполнять требования пожарных и требования по доступности. Но профессионал, работающий с памятником архитектуры, обязан найти единственно верное решение.

В итоге совет отклонил проект атриума с межэтажными перекрытиями как искажающий исторический вид здания. Во дворе, говорили эксперты, можно установить прозрачную крышу, но она должна быть невидимой снаружи. Возможна установка лифта, но он должен быть прозрачным, чтобы не нарушать визуальное восприятие двора. Но прежде всего КГИОП должен утвердить предметы охраны Михайловского дворца (это больше 100 страниц текста). Не исключено, что потребуется новая историко-культурная экспертиза для уточнения предметов охраны.

Сотрудники Русского музея встретили решение совета вздохом облегчения. На наш вопрос о впечатлениях от проекта один из членов совета заметил: «Как будто долго жевал что-то очень невкусное».

Теперь центральный вопрос - будет ли похоронен проект атриума в его нынешнем виде или закулисная борьба с участием Минкультуры продолжится? Напомним, что атриум должен финансироваться федеральным правительством и Всемирным банком.

Оптимисты надеются, что если банк до 1 января 2017 года не получит согласованный на всех российских уровнях проект (что маловероятно), то финансирование будет окончательно закрыто. Реалисты полагают, что вся борьба впереди.

Обсуждение двора Михайловского дворца затенило еще два важных вопроса, рассмотренных на совете. Единогласно одобрен проект «Студии 44» Никиты Явейна по реставрации и приспособлению всех секций «внутреннего контура» вдоль Перинной линии Большого Гостиного двора. Предложено разобрать все советские пристройки, в том числе два соединительных блока между контурами. Это делается для того, чтобы в будущем там появился круговой торговый променад. Будет воссоздан четырехэтажный корпус (на снимке), сильно пострадавший во время войны и позже «заросший сараями». Там разместится универсальный зал на 450 мест. Образуется единая линия зданий длиной 150 метров и общей площадью 15 тысяч кв. метров. Это пространства для выставок, общепита и офисов, причем отдельные, напоминающие об исторической функции здания, когда там находились самостоятельные магазины. Все предметы охраны - кирпичные своды, чугунные колонны и балки сохраняются.

В финале на «академическую сцену» снова вышел Владимир Баженов, который выступил с информацией о реставрации Летнего дворца Петра I в Летнем саду. Минкультуры последовательно сокращало финансирование реставрации: с 890 млн рублей оно упало до 219 млн. Здание приведено в порядок в техническом плане и выкрашено в исторический терракотовый цвет. Но когда нет средств на приобретение ткани для обшивки парадных интерьеров, невозможно показывать музей публике. Открытие дворца, которое планировалось в декабре 2016 года, переносится на неопределенный срок.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook