Главная городская газета

Бокс-конструктивизм

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Недвижимость

Про МЖК, кентавра и про дуб

«Санкт-Петербургские ведомости» продолжают серию публикаций, посвященных жилым домам, построенным в 1970 - 1980-е годы по индивидуальным проектам, и их современной жизни.... Читать полностью

На «Баррикаде»: как живется новоселам по соседству с фабриками?

О чем думают люди, когда покупают квартиры в «сером поясе»? Читать полностью

Деловые улицы Лахты

Вскоре должна начаться пробивка новых улиц вокруг небоскреба «Лахта-центр», который достраивается на берегу Лахтинской гавани. На днях город выбрал на эти работы подрядчика. Читать полностью

Дом на Короленко, 5: дважды герой неорусского стиля

На улице Короленко, 5, завершается строительство большого элитного жилого комплекса по проекту архитектурного бюро Евгения Герасимова. Время обсудить, что приобрел и что потерял облик исторического центра с этой новостройкой. Читать полностью

Новый «дачный» закон. Что внутри?

Садоводческая общественность заранее волнуется, ожидая, что их ждут не лучшие перемены. Читать полностью

«Лоскуты» и фасады. Что происходит с программой ремонта в Петербурге?

Стоит лишь раз глянуть на программу капитального ремонта жилых домов, и сразу ясно: это не городская программа, а сумма программ районных. Читать полностью
Бокс-конструктивизм | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

На важной городской магистрали – проспекте Стачек – готовятся к сборке торгового комплекса из блоков, напоминающих портовые контейнеры. Возвести его хотят прямо перед фасадом памятника архитектуры эпохи конструктивизма – Дворца культуры имени Газа. Это не первый проект модульных рынков в нашем городе, но прежде такого рода сооружения размещали где-нибудь во дворах.

Дворец культуры для рабочих завода «Красный путиловец» (Кировский завод) на проспекте Стачек, 72, начали возводить в 1930-е годы по проекту Александра Гегелло и Давида Кричевского. Строительство остановилось из-за недостатка средств, а затем завершить его помешала Великая Отечественная война. Так что полностью формирование П-образного здания закончили только в 1960-е годы, уже под руководством архитектора Евгения Полторацкого.

Пока только южная часть здания, относящаяся к 1930-м годам, охраняется как выявленный объект культурного наследия. Но недавно была проведена историко-культурная экспертиза, которая рекомендует взять под охрану в качестве памятника архитектуры весь Дворец имени Газа.

В последние годы здание продолжало использоваться по своему основному назначению. Оно оставалось в собственности Кировского завода. Осенью 2016-го предприятие предпочло передать ДК в управление холдингу, который занимается развитием в Петербурге бизнес-центров с «творческим» уклоном. Таким образом завод, с одной стороны, сохранил дворец в своей собственности, а с другой – снял с плеч груз забот по управлению непрофильным активом.

Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» куратор проекта Дворца культуры в холдинге Артем Коровкин, внешний вид здания останется прежним, а вот внутри его ждет реконцепция. Планируется обновить состав арендаторов здания. Предпочтение будет отдано концертным площадкам, образовательным центрам, дизайн- и фотостудиям и другим подобным проектам. При этом уже существующие кружки и иные «творческие» резиденты предполагается оставить на своем месте.

Серьезные преобразования планируются на улице, перед главным фасадом дворца со стороны проспекта Стачек. Здесь хотят построить здание (или, вернее, сооружение) из отдельных модулей. Концепция его сейчас дорабатывается архитектурной мастерской «Дело» под руководством Арсения Бродача. Постройка будет состоять из блоков, которые хоть и напоминают грузовые контейнеры, изготавливаются специально под этот проект.

Всего модулей будет более 200, их поставят в два уровня. Предполагается, что в них разместятся магазины и кафе. Они смогут работать круглый год, поскольку к блокам подведут отопление. Один арендатор сможет занять сразу несколько контейнеров, при этом переделать их под нужную функцию будет несложно. Общая площадь комплекса составит около 2,5 тыс. кв. метров.

Рядом с контейнерами разместятся магазины и выставочные площадки. А в перспективе с противоположной стороны от дворца (со стороны двора) предполагается построить скейт-парк, разместить детские площадки и другие зоны активности. Поскольку для осуществления этих планов придется задействовать и городскую землю, сейчас идут переговоры с районными чиновниками.

По словам Коровкина, первые контейнеры начали уже ставить. Скорость реализации проекта будет зависеть главным образом от того, как быстро удастся найти арендаторов для создаваемых таким не совсем обычным путем помещений. Сейчас в холдинге рассчитывают, что завершить стройку удастся примерно за год. Проект рекламируют под названием «Бокспарк ДК».

Сразу возникает вопрос, насколько уместна сборная конструкция на одной из важных городских магистралей – проспекте Стачек. Если задумка будет реализована, то блочный торговый центр, вероятно, закроет вид на Дворец культуры имени Газа. Кроме того, новое сооружение может попасть в защитную зону еще одного памятника архитектуры – павильона станции метро «Кировский завод».

По мнению градозащитника Дмитрия Литвинова, подобное строительство перед памятником архитектуры «категорически неприемлемо». Можно было бы еще говорить о размещении контейнеров во дворе Дворца культуры, со стороны улицы Маршала Говорова. Но никак не вдоль лицевого фасада. «Хочется верить, что наше архитектурное сообщество во главе с главным архитектором города выступит против такого издевательства над работой известных архитекторов», – добавил наш собеседник.

Стоит отметить, что «здания» из контейнеров возникают в разных городах мира. Были похожие примеры и в Петербурге, но в куда менее ответственных с градостроительной точки зрения местах и вдали от признанных памятников старины.

Как мы рассказывали, ранее рынок из блоков по типу бытовок соорудили в заводском проезде между Лиговским проспектом и улицей Черняховского. Проект был реализован некоммерческой организацией «Лофт проект этажи». Там концепция предполагала размещение около 50 модулей. Проект получил название «Улица контейнерная».

Похожий рынок также работал на территории гаражного кооператива у станции метро «Пушкинская». Однако власти потребовали освободить территорию, поскольку участок был занят бизнесменами самовольно. Среди других известных примеров можно вспомнить Музей уличного искусства на шоссе Революции (расположен на территории завода слоистых пластиков). Там контейнеры используют для организации выставок.

Причины обращения к контейнерной архитектуре, судя по всему, стоит искать не только в моде на индустриальный стиль, но и в правовой плоскости: чтобы возвести торговый центр из блоков, не требуется оформлять разрешение на строительство.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook