Может ли Жилкомсервис взыскать долг за воду после замены счетчиков?

Может ли Жилкомсервис взыскать долг за воду после замены счетчиков? | Иллюстрация BillionPhot/shutterstock.com

Иллюстрация BillionPhot/shutterstock.com

Моя знакомая Галина Ивановна Г. 70 лет от роду прожила типовую советско-российскую жизнь: трудилась, растила детей. Ну и, как все граждане, в конце жизненного пути получила грошовую пенсию. А напоследок ей досталась еще и «вишенка на тортик» от благодарного государства. Теперь из ее грошовой пенсии по решению суда ежемесячно вычитают 50%, оставляя ей сумму ниже прожиточного минимума пенсионера в Петербурге.

Мировой судья выдал судебный приказ о солидарном взыскании с гражданки Г. и ее взрослых детей, проживающих с ней в квартире, задолженности за воду в сумме более 180 тысяч рублей. По-моему, долг этот наша управляющая компания высосала из пальца.

История такова. В квартире жили четверо взрослых людей с малолетними детьми. В 2007 году установили приборы учета горячей и холодной воды.

О том, что счетчики нужно было поверить еще в 2012 году, вспомнили лишь через пять лет после этого. Мы ведь родом из Советского Союза, где все вопросы жизнеобеспечения квартир решал ЖЭК. В 2017-м быстренько установили новые приборы, а старые по недальновидности выкинули на помойку. И пригласили управляющую компанию на опломбировку.

Жилкомсервис, который в течение многих лет исправно и без претензий взимал плату по показаниям старых счетчиков, выставил счет на те самые 180 тысяч рублей, пересчитав по нормативу потребление воды за просроченные 5 лет - на всех, проживающих в квартире. А затем обратился в мировой суд и получил судебный приказ на взыскание долга.

Формально все законно, но все же дурно пахнет. Никто не хочет принять во внимание, что «должниками» названы вполне законопослушные люди: одна пенсионерка преклонных лет, получающая грошовую пенсию, и ее дети: дочь - мать-одиночка со смешной зарплатой; сын и его жена, воспитывающие двух дочерей, выплачивающие ежемесячные взносы за приобретенную квартиру. Они ничего ни у кого не украли! Не принесли никому убытков.

Мне грустно... Куда мы катимся?

Н. Н., пенсионер, Красносельский район

От редакции. Письмо и правда рождает глубокую безнадежную грусть. И массу вопросов к автору. Куда катится семейство, спихнувшее на 70-летнюю женщину обязанность следить за коммунальными платежами и счетчиками? Как можно оправдать советским происхождением элементарную невнимательность, да еще и попытку ее скрыть? (Кстати, долги по квартплате в Советском Союзе означали большие неприятности по месту службы.) И главное: почему долг выплачивает бабушка-пенсионерка, тогда как в квартире живут и потребляют воду еще три работоспособных человека?

В данном случае, похоже, нет смысла говорить, что ни возраст, ни стаж работы, ни состояние здоровья, ни даже нравственные качества не могут быть основанием для безответственности. Большинство граждан (и прежде всего именно пенсионеры родом из СССР) воспринимают ответственность как должное, как привычную повседневность. Мало кому придет в голову втихаря выбросить старый счетчик и на голубом глазу начать жить с чистого листа.

В общем, сама история не вполне ординарная. А вот настрой автора письма, увы, не уникален. Появление долгов у многих вызывает почти детскую обиду и жалобы на всемирную несправедливость: мы, мол, ветераны-инвалиды-бедные-пожилые..., а с нами поступают так неучтиво. Причем, как в рассказанной истории, такие жалобы чрезвычайно похожи на лукавство, на желание растрогать, вызвать жалость. А как еще понять фразу про «все вроде законно, но дурно пахнет»?

Жалобы и стенания - не путь решения проблемы. А вот что действительно может помочь, так это диалог с руководством управляющей компании: деловой, спокойный и без страха перед «страшным начальником». При этом стоит держать в голове тот факт, что, увы, как правило, взыскать долги в ЖКХ - задача непростая, а часто вовсе нереальная.

И еще. Вместо того чтобы страдать и жаловаться на жизнь, хорошо бы предпринять небольшие, но своевременные действия - грамотно отреагировать на получение судебного приказа.

Статья 122 Гражданско-процессуального кодекса (ГПК) предусматривает выдачу судебного приказа вместо полноценного решения суда. Это касается дел о долгах по алиментам, о невыплаченной заработной плате и проч. в том же духе. Ну и о долгах за услуги ЖКХ. Судья выносит такое решение единолично на основании документов, которые предоставил истец - управляющая компания. Причем судебный приказ выполняет также функции исполнительного листа.

Но тот же ГПК проявляет чрезвычайную гуманность к ответчикам. Во-первых, он предписывает судьям в течение пяти дней после вынесения приказа ознакомить с ним ответчика. Еще 10 дней закон отводит ему на то, чтобы отреагировать: прийти в суд и подать заявление о своем несогласии с приказом. В этом случае дело прекращается, приказ отзывается. Далее управляющая компания вынуждена готовить полноценный иск о взыскании долгов. А у должника-ответчика появляется возможность лично или через адвоката защищать свою позицию. К примеру, попросить суд учесть срок давности, привести собственные расчеты...

Зачастую после отзыва судебного приказа управляющая компания не подает новый иск: это затратно и хлопотно. Так что стороны договариваются полюбовно. Или терпят друг друга дальше.

#счетчик #коммунальные услуги #пенсионеры #ЖКХ #долг

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 008 (6606) от 20.01.2020 под заголовком «Действительно, грустно...».


Комментарии