Ядерный вызов Пхеньяна

Первая встревожившая мир новость наступившего 2016 года пришла с Корейского полуострова. 6 января власти КНДР объявили об успешном испытании водородной бомбы, что вызвало откровенно негативную реакцию не только в Сеуле, но также в Вашингтоне, Токио, Лондоне, Париже и, что характерно, в Пекине и Москве. Действия Северной Кореи чреваты возрастанием военно-политической напряженности. К такому общему выводу пришли заместитель министра иностранных дел России Игорь Моргулов и спецпредставитель правительства КНР по делам Корейского полуострова У Давэй. Ситуацию с военными испытаниями КНДР они обсудили по телефону.

Ядерный вызов Пхеньяна | ФОТО Juliar Studio/shutterstock.com

ФОТО Juliar Studio/shutterstock.com

Очередное, уже четвертое по счету, испытание Пхеньяном оружия массового поражения стало поводом для проведения экстренного заседания Совета Безопасности ООН. В принятом единогласно заявлении отмечается, что испытание водородной бомбы напрямую нарушает предыдущие резолюции Совбеза. В связи с этим СБ ООН намерен подготовить в отношении КНДР еще одну резолюцию и расширить санкции против Пхеньяна.

Следует заметить, что многие российские и зарубежные эксперты откровенно скептически оценивают информацию о том, что Северная Корея создала и успешно испытала именно водородную бомбу, которая, как известно, намного мощнее атомной. Заместитель директора Восточного института Дальневосточного федерального университета Артем Лукин, к примеру, оценивает вероятность того, что речь идет о водородной бомбе, лишь в 50%. Еще большие сомнения по этому поводу высказывает директор Центра энергетики и безопасности и главный редактор журнала «Ядерный клуб» Антон Хлопков. Он полагает, что на сегодня Северная Корея обладает, скорее, ядерными взрывными устройствами – весьма громоздкими и имеющими вес, исчисляемый в тоннах. Происходящее сейчас Хлопков связывает с «информационной кампанией руководства КНДР по преувеличению своего ядерного потенциала», призванной быть дополнительным сдерживающим фактором против потенциального нарушения суверенитета своей страны, прежде всего со стороны США.

Экс-начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник в отставке Виктор Есин заявил, что, по его мнению, Северная Корея «еще не имеет полноценной материально-технической базы для создания термоядерного оружия». «С большой долей вероятности это было очередное испытание ядерного взрывного устройства на основе оружейного плутония или оружейного урана, но с усилением, с использованием материалов типа дейтерия или трития, что позволяет увеличить мощность ядерного заряда», – поясняет он.

Аналогичного мнения придерживается директор восточноазиатской программы Монтерейского института международных исследований (США) Джефри Льюис: возможно, по его словам, это был взрыв с усилением, какое-то явно не полноценное взрывное устройство, КНДР всегда преувеличивала свои военные достижения. «Учитывая мощность взрыва, сложно представить, что это была водородная бомба, – цитирует Reuters научного сотрудника Корейского форума по обороне и безопасности Яна Юка. – Скорее всего, они испытали что-то среднее между ядерной и водородной бомбой, но пока они не представят очевидных доказательств, их заявлениям сложно верить».

Китайские независимые эксперты также сомневаются в том, что КНДР провела испытание водородной бомбы, склоняясь к версии об использовании ядерного заряда. Об этом сообщил новостной портал «Сина». Специалисты, опрошенные изданием, полагают, что мощность осуществленного взрыва эквивалентна примерно 22 тыс. тонн тротила, в то время как аналогичный показатель водородной бомбы составляет от нескольких сотен тысяч до одного миллиона тонн взрывчатого вещества. Имеющиеся на текущий момент данные свидетельствуют о том, что испытание было аналогично тестам, проведенным КНДР в 2009 году, а мощность заряда сопоставима с бомбой, взорванной в Хиросиме.

Своя точка зрения на этот счет имеется у сотрудника Центра корейских исследований РАН Евгения Кима. По его мнению, КНДР вполне могла создать мощную термоядерную бомбу и провести ее испытания. Эксперт утверждает, что эта страна с большой вероятностью обладает необходимыми для создания такого заряда технологиями. «С учетом того, что первый ядерный взрыв Северная Корея произвела в 2006 году, а сейчас 2016-й, вполне вероятно, что там уже создали водородную бомбу. Это укладывается в общую тенденцию обладания ядерным и термоядерным оружием», – говорит он. Евгений Ким также отмечает, что угрозы для соседних государств водородная бомба пока не представляет, так как КНДР не обладает средствами доставки подобных зарядов к месту применения. «Этими тестами Северная Корея еще раз предупредила США, чтобы они строили с ней нормальные, мирные отношения», – резюмирует эксперт.

«КНДР обосновывает свое стремление к полноценному вступлению в ядерный клуб необходимостью гарантировать собственный суверенитет от попыток его подрыва со стороны США, – констатирует доктор исторических наук профессор Военного университета Министерства обороны РФ Юрий Рубцов. – В заявлении правительства Северной Кореи, распространенном по каналам информационного агентства ЦТАК, говорится, что КНДР «не откажется от своей ядерной программы до тех пор, пока США проводят в отношении народной республики враждебную политику».



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 002 (5619) от 12.01.2016.


Комментарии