Вынужденная мера
Белоруссия оставалась одной из последних стран СНГ, где пенсионный возраст граждан, уходящих на заслуженный отдых, сохранился со времен Советского Союза. В остальных государствах Содружества он постепенно под влиянием внутренних экономических проблем начал подниматься, сравнявшись с общеевропейским.
Иллюстрация Gods–Kings/shutterstock.com
11 апреля президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал указ, согласно которому пенсионный возраст для женщин составит 58 лет, а для мужчин – 63 года. Вице-премьер Наталья Кочанова сообщила, что власти рассматривали различные варианты плавного повышения пенсионного возраста. В результате остановились, по словам Кочановой, на самом мягком. Реформа начнется с января следующего года. Возраст выхода на пенсию будет расти поэтапно каждые 6 месяцев. В правительстве считают, что такой способ будет наименее травматичным для населения. Кочанова отметила, что около 68% женщин, уходя на пенсию, в первые годы остаются работать, у мужчин этот процент несколько меньше.
Президент Лукашенко признал, что пенсионная реформа – мера вынужденная. Денег на содержание пенсионеров не хватает. Соотношение между численностью работников и численностью пенсионеров заметно ухудшается. Сейчас, по данным министерства труда и социальной защиты, на 100 работающих в Белоруссии приходится 61 пенсионер, в 2020 году это соотношение будет 66 на 100, в 2030-м, если ничего не предпринимать, оно составит уже 78 пенсионеров на 100 работающих граждан.
«Я очень внимательно наблюдаю за обсуждениями, рассуждениями людей. Мы очень аккуратно измеряем настроение общества, – заявил Лукашенко на совещании с членами правительства. – Должен сказать, что сегодня уже твердое большинство нашего населения согласны на повышение пенсионного возраста. Я не говорю о том, нравится кому-то или не нравится. Даже те, кому это не нравится, наконец поняли, что рано или поздно мы эту проблему должны решать. И время решения проблемы пришло.
Люди понимают, что сегодня число пенсионеров при таком пенсионном возрасте, как у нас, растет значительно большими темпами, нежели остается работающих людей. То есть работающие люди уже сегодня испытывают проблемы с содержанием пенсионеров. В то же время мы абсолютно понимаем, что в силу этого, в силу ситуации, которая складывается, пенсионный фонд у нас не растет, и нам уже сегодня из бюджета приходится финансировать пенсионный фонд. Это никуда не годно. Мы таким образом забираем у врачей, учителей, военных и так далее определенные средства, не развиваем государственные и прочие программы, отдавая деньги на то, чтобы поддержать пенсионеров. Это плохо. В то же время понимаем, что уменьшить пенсии нельзя. Так же как и нельзя увеличить налоги или социальные взносы, платежи в эти социальные фонды. Это тоже не путь. Поэтому от принятия соответствующих решений нам никуда не деться».
«Ситуация с пополнением трудовых ресурсов в ближайшее время будет усугубляться, поскольку в трудоспособный возраст будут вступать малочисленные группы детей, рожденных в начале 2000-х годов», – сообщила на недавней пресс-конференции заместитель председателя национального статистического комитета (Белстат) страны Жанна Василевская. По ее словам, «на начало 2016 года численность 15-летних подростков, которые через год достигнут трудоспособного возраста, составила 91,9 тыс., а число лиц, выбывающих в течение 2016 года из трудоспособного возраста, то есть 59-летних мужчин и 54-летних женщин, оценивается в 142,2 тыс., то есть почти на 50 тыс. больше».
«Показатель пенсионной тяжести увеличился на 56 человек, а показатель замещения трудовых ресурсов за этот период вырос только на 37 человек: от 261 ребенка на тысячу человек в трудоспособном возрасте в 2011 году до 298 в 2016 году», – сказала представитель Белстата. Она подчеркнула, что число лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения растет более быстрыми темпами, чем число лиц моложе трудоспособного возраста. Доля первых увеличилась с 22,8% в 2010 году до 24,8% в 2015-м, или на 194 тыс. человек. При этом за указанный период доля лиц второй группы возросла лишь с 16 до 17,3%, или на 128 тыс. человек.
«Если бы Белоруссия не решилась поднять пенсионный возраст, дефицит фонда соцзащиты стал бы стремительно расти и достиг бы почти 2% ВВП уже к 2020 году. Возможно, в другой экономической обстановке этот шаг можно было бы отложить на несколько лет, но сегодня в бюджете республики и так нет денег, поэтому фонду соцзащиты бюджет не поможет, – комментирует научный сотрудник центра экономических исследований BEROC Катерина Борнукова. – Повышение пенсионного возраста – весьма непопулярный шаг, поскольку затрагивает кровные интересы почти всего населения, кроме, собственно, уже вышедших на пенсию. И Лукашенко не случайно начал обсуждение этой реформы только после победы на президентских выборах прошлой осенью».
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 066 (5683) от 15.04.2016.
Комментарии